Выставка "На перекрестке эпох и стилей" открылась 10 апреля в Государственном музее истории религии. Она посвящена традиционным и новаторским направлениям в православном искусстве и представляет основные тенденции и подходы, характерные для церковного шитья с конца XIX века до наших дней.
Экспонируются произведения мастерской древнерусского лицевого и орнаментального шитья "Покров" при Константино-Еленинском монастыре и Студии христианского дизайна под руководством художника Ярослава Стародубцева.
Мастерская "Покров" основана в 1990 году, ею руководит член Союза художников России Вера Казарина. Студия христианского дизайна существует с 2017 года. Произведения обеих мастерских известны в России и за ее пределами.
Представлены также предметы из коллекции музея - образцы русского церковного текстиля и вышивки конца XIX - начала XX веков. Среди наиболее интересных экспонатов - парчовая фелонь "Митрополит Петр", выполненная в неорусском стиле по проекту Сергея Вашкова в начале XX века, историческое и современное исполнение шитой иконы "Спас Нерукотворный" по эскизу Виктора Васнецова, стяг-хоругвь из Феодоровского Государева собора Царского Села, современные облачения в аскетичном стиле, новаторские плащаницы "Успение Пресвятой Богородицы" и "Христос во гробе".
На открытии выставки выступил ансамбль "Ключ разумения" под руководством Натальи Мосягиной.
Директор музея Екатерина Терюкова отметила, что выставка камерная, но достаточно полно представляет техники и технологии церковного искусства. Мастерские предоставили видео- и фотоматериалы, заготовки, которые показывают процесс рождения этих прекрасных вещей. Обе мастерские преподнесли в дар музею уникальные произведения.
"Сегодняшнее событие показывает плоды двадцатилетнего сотрудничества обители с мастерской "Покров", - сказала настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона. - И надеюсь, что все приходящие сюда смогут увидеть и прочувствовать, что Церковь живет Духом Святым и в ней практически ничего не пропадает - то, что, казалось, утрачено, возродилось на пустом месте. Можно сказать, наше время - это период расцвета церковного искусства, в том числе шитья. Здесь находятся вещи, которые исполняют церковное служение, для нас они дороги, рядом с ними хорошо молиться, они находят отклик в душе".
Вера Казарина отметила, что ее поколение вышивальщиц застало "время первых". "Мы пришли в храм, когда начался расцвет православия, выход из гонений, и Господь послал искру, желание послужить Церкви, - сказала она. - Если бы я тогда знала, как это будет, наверное бы не решилась. Я была молодая, отчаянная, и казалось, что это дорога, засыпанная розами, но она засыпана в основном терниями. Это было не просто возрождение искусства церковной вышивки, а возрождение души. Господь милостиво и строго вел нас по этому пути, и главное, что мы сделали, - это восстановление техник, технологий и осовременивание их. Мы смогли воплотить смысл искусства церковной вышивки - это соборное делание. Наша мастерская - не просто собрание коллег, людей одной специальности, это сестры во Христе, с некоторыми мы с 90-х годов вместе".
Ярослав Стародубцев подчеркнул, что, изучая историю церковного искусства, невозможно не заметить, что оно всегда было модным и передовым: все лучшее во все времена использовалось для благоукрашения Церкви Христовой. И художники XXI века будут развивать церковную красоту в Отечестве.
Настоятель храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость (с грошиками)" иерей Богдан Полевой отметил, что ощущает открытие выставки как праздник Торжества православия. "Митрополит Антоний Сурожский говорил, что торжество православия - это победа Бога над человеком, над низменными страстями. На выставке мы видим, как развиваются человеческая мысль и ощущение прекрасного. Человек, в сердце которого живет Бог, не может не славить Его. Текстиль, одежда, облачение, архитектура, красота поэтического слова - это проявления похвалы и благодарности Богу. Церковь живет, возрождается, творит, приносит Богу дар свой..."
Ярослав Стародубцев рассказал ИА "Вода живая", что давно мечтал о такой выставке, о том, чтобы музеи выставляли не только шедевры прошлого, но и произведения современных мастеров. "За годы восстановления церковного искусства, которое началось после окончания гонений на Церковь, сформировалось уже второе поколение художников, иконописцев, архитекторов и мастеров ювелирного дела, в том числе золотного шитья, - сказал он. - Сама традиция шитья была утрачена практически так же, как и иконописания. Есть в собрании музея прекрасные работы Сергея Вашкова. Поскольку я знал, какие будут выставлены предметы из музея, подобрал работы из нашей коллекции облачений так, чтобы они сочетались с шедеврами прошлого". Студия Ярослава Стародубцева с конца 2018 года сотрудничает с мастерской "Покров", создано немало совместных работ - плащаниц, хоругвей и других изделий.
Отвечая на вопрос, что делает церковное искусство современным, Ярослав сказал, что сто лет назад кто-то сомневался, можно ли использовать электричество в храме, но сейчас храм немыслим без красивой подсветки, микрофонов, усилителей звука и прочего. Иконописцы рисуют эскизы уже не на бумаге, а на электронных носителях, планшетах. Современные технологии применяются в церковном искусстве, и это не противоречит традициям. Традиция складывается веками, видоизменяется, но неизменным в Церкви остается Христос.
В рамках выставки запланированы просветительские мероприятия.
15 апреля
19:00 - кураторская экскурсия Татьяны Шубиной "Русское церковное искусство в произведениях двух петербургских мастерских".
22 апреля
19:00 - лекция Веры Казариной "Возвращение из небытия. Древнерусское шитье из прошлого в будущее".
29 апреля
19:00 - лекция Ярослава Стародубцева "Церковное облачение: история и современность".
Выставка открыта до 1 июня.
ИА "Вода живая",
10.04.25
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Государственный Музей Истории Религии (ГМИР)
190000, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Почтамтская ул, 14/5Упоминания в новостях
1 декабря 2025
Открылся фестиваль "Невский благовест"
...
Специальными призами Императорского монетного двора были награждены создатели фестиваля - епископ Кузнецкий и Никольский Назарий, руководитель фестиваля Раиса Евдокимова, президент Музея истории религии Любовь Мусиенко, президент фестиваля народный артист России Николай Буров, глава администрации Фрунзенского района Константин Серов ...
18 октября 2025
Представлена выставка "Нам теперь открыты ваши имена"

