Мастерская "Аrtodox" отметила пятилетие

Выставка, посвященная пятилетию мастерской "Аrtodox", открылась 6 марта в пространстве Феодоровского собора на хорах верхнего храма. Представлены иконы, эскизы, готовые облачения, текстильные богослужебные предметы.

Студия создана иконописцем Ярославом Стародубцевым и начала свою работу 1 октября 2017 года. Основное направление деятельности - создание богослужебных облачений для православных священнослужителей, а также комплексная работа над дизайном храмовых облачений (хоругви, плащаницы, напрестольные ризы и т.д.). В студии трудятся профессиональные швеи, закройщики, портные, ткачи, вышивальщицы и ювелиры.

Благодаря тканям - шелку, льну, хлопку, - которые отличаются от привычной всем орнаментированной парчи, а также уникальной, специально разработанной для каждого проекта фурнитуре создаются облачения, в которых живет дух древности в сочетании с современными взглядами на эстетику храмового пространства.

"Студия была создана в 2017 году, и для меня это было знаменательно: в 1917 году произошла революция, которая порушила все устои, в том числе традиции христианского церковного искусства, и мы спустя сто лет начали возрождать эти традиции, - сказал Ярослав Стародубцев на церемонии открытия. - Пошив церковного облачения - это в основном станочное, фабричное производство, а я поставил перед собой задачу, чтобы облачения были не только красивыми, но и отвечали уровню высокой моды. Если мы посмотрим на сохранившиеся дореволюционные предметы, то увидим, что все, что было в то время самым передовым, ценным и - в том числе - модным, находило применение в христианском искусстве. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на архитектурные решения и убранство храмов Санкт-Петербурга".

Ярослав рассказал, что пять лет назад, решив создать студию, взял небольшой кредит и сшил несколько облачений, затем заказал съемку профессиональному фотографу и выставил снимки в Инстаграме. Поступило множество заказов, и уже через месяц Ярослав и его коллеги шили облачения не только для России, но и для Украины, Австралии, США, Италии, Германии и Румынии. Благодаря сотрудничеству с ювелиром Матвеем Гребенниковым стали разрабатываться ювелирные элементы. За пять лет существования студии изготовлены примерно пятьсот изделий. Сотрудничает "Аrtodox" и с другими мастерскими: на выставке представлены плащаницы, разработанные Ярославом и вышитые мастерицами студии "Покров".

Директор духовно-просветительского центра Феодоровского собора иерей Владимир Коваль-Зайцев вслед за Ярославом напомнил, что в 1913 году в пространстве на хорах Феодоровского собора состоялась выставка, где была представлена уникальная утварь, изготовленная для собора фирмой "Оловянишников и сыновья".

"Это была выставка утвари не музейной, а используемой в жизни Церкви, - отметил отец Владимир. - И сейчас здесь мы видим выставку вещей, которые живут в Церкви вместе с людьми: и с теми, которые эти облачения носят, и с теми кто на это смотрят, то есть вместе со всеми, кто делает главное дело в Церкви - молится, обращаясь ко Господу. Я рад, что эти вещи мы можем вживую увидеть и понять, что в наше время есть люди, которые прекрасные идеи не только придумывают, но и воплощают. Это сделано не для того, чтобы любоваться, а для того, чтобы вдохновение от красоты и от простоты помогало человеку молиться, обращаться к Богу, к чему мы все и призваны. Эти вещи уникальны, как уникален каждый человек в Церкви, как уникальны отношения каждого человека с Богом".

Настоятель храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость (с грошиками)" иерей Богдан Полевой рассказал, что мастерская "Аrtodox" привлечена к изготовлению облачений для воссоздаваемого храма на проспекте Обуховской Обороны.

"Слава Богу, что мы имеем возможность прикоснуться к настоящему искусству, - поделилась Дарья Слинкина, дизайнер-художник-технолог мастерской "Аrtodox". - Каждый эскиз - вызов нам, и, честно говоря, заканчивая очередной проект, мы не верим, что это сделано нашими руками".

Руководитель золотошвейной мастерской Феодоровского собора Ольга Дунай напомнила, что опыты Ярослава по шитью церковных облачений начались не пять лет назад, а гораздо раньше: он пришел в собор, когда изготавливались облачения для нижнего храма, и разрабатывал их дизайн. "Ярослав видел кусок ткани и мог сразу представить, что из него получится", - сказала она. Ярослав уточнил, что общее руководство осуществлял архимандрит Зинон (Теодор), работавший над храмовыми росписями.

Состоялся небольшой концерт ансамбля древнерусского пения "Ключ разумения" под руководством Натальи Мосягиной. Перед выступлением Наталья рассказала, как во времена учебы в Консерватории писала курсовую работу по этнографии: надо было выбрать какой-нибудь предмет и написать эссе, и она выбрала нить. В той работе она сравнила монодию (древнерусская одноголосное пение) с нитью, раннее русское многоголосие - с переплетением нитей, а партесное многоголосие - с тканью, где есть основа и уток. Ее однокурсник протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма при Консерватории, ознакомившись с курсовой работой, передал ей текст задостойника Рождества Христова. В сокращенном виде это песнопение было исполнено - как призналась Наталья, ради одной фразы - "песни ткати спротяженно сложенныя": эти слова обращены к Богородицы, у Нее просят благословение исполнять сложные песнопения, а самой выставке созвучно слово "ткать".

Выставка продлится до 27 марта и будет работать по субботам и воскресеньям с 12:00 до 18:00.

ИА "Вода живая",
06.03.22

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых

191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер A

Упоминания в новостях

Все новости