В Корпусе Бенуа Русского музея 30 ноября открылась выставка произведений Василия Сурикова (1848-1916), приуроченная к 175-летию со дня рождения живописца.
Экспозиция охватывает свыше 120 живописных и графических произведений Василия Сурикова из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, в том числе знаменитые исторические картины "Покорение Сибири Ермаком", "Взятие снежного городка", "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин", "Боярыня Морозова" (Третьяковская Галерея), "Меншиков в Березове" (Третьяковская Галерея), а также этюды к историческим картинам, портреты, акварели, образцы книжной иллюстрации.
Отдельный раздел выставки посвящен полотнам, исполненным на сюжеты из Библии и истории Церкви. Большие полотна художника - "Милосердный самаритянин" и "Благовещение" привезены из Красноярска - родины художника, а картина "Исцеление слепорожденного" доставлена из коллекции Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Это произведение, практически неизвестное широкой публике, было создано мастером вследствие потрясения, вызванного безвременной кончиной его жены. В нем - духовное прозрение Сурикова, обратившегося к религии как к источнику силы, способной поддержать его в безмерном горе. Также на выставке представлены эскизы росписей храма Христа Спасителя в Москве, посвященные Первому, Второму, Третьему и Четвертому Вселенским Соборам.
Впервые после сложной реставрации представлены знаменитые монументальные полотна Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" и "Степан Разин" из коллекции музея. Дополняют экспозицию предметы народного прикладного искусства, а также разнообразный медиаконтент.
Директор музея Алла Манилова отметила, что это главная выставка года, она посвящена гению исторической живописи и композиции.
"Впервые почти за 90 лет мы видим полноформатную крупномасштабную выставку, которую условно можно назвать "Весь Суриков". Последняя такая выставка в 1937 году прошла одновременно в Москве и Ленинграде. Сменилось несколько поколений, которые никогда не видели Сурикова в такой полноте. Одно это уже является важным достижением. Мы создали специальный просветительский зал, потому что нужно не только показывать Сурикова, но и рассказывать о русском национальном искусстве, его истоках, влиянии Сурикова на нашу русскую художественную традицию и то, как наше изобразительное искусство повлияло на мировую художественную традицию и на развитие мировой цивилизации в культуре. Эпицентром этого зала будет генеалогическое древо Суриковых - Кончаловских - Михалковых. Оно наглядно представит, особенно для молодых посетителей, нашу историю в лицах", - сказала она.
Старший вице-президент Банка ВТБ Юрий Левченко отметил, что для банка поддержка культуры является не только долгом, но и честью. Сотрудничество на регулярной основе началось в 2004 году, и каждый год банк поддерживал одну-две выставки. В 2024 году произойдет выход на новый виток сотрудничества, и банк ВТБ станет не просто спонсором мероприятий, а генеральным партнером Русского музея.
На выставке присутствовал заместитель генерального директора Русского музея по науке Григорий Голдовский, возглавивший большую кураторскую группу, а также заместитель генерального директора Русского музея по выставочной деятельности Денис Селянин и заведующий отделом живописи второй половины XIX - XXI веков Павел Климов. Григорий Голдовский отметил, что Суриков писал все сам, поэтому работал долго. Он сам говорил, что для написания картины ему нужно пять лет. В течение этого времени, продав свою предыдущую картину, он может безбедно существовать и кормить семью. Он ничего не писал на заказ и не продавал. Ему было важно так воплотить идею, чтобы публика в нее поверила.
Посетить выставку можно до 13 мая 2024 года.
ИА "Вода живая",
30.11.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура