В просветительском центре Феодоровского собора 19 марта состоялась встреча с протоиереем Александром Дягилевым "Пост без чувства вины".
Он отметил, что пост - это приглашение в состояние покаяния. "Покаяние" с греческого языка переводится как "перемена ума". Когда в Библии звучат призывы к покаянию, речь идет не столько о эмоциональном состоянии, сколько о действии. Пост - время, когда надо задуматься и предпринять какие-то шаги для изменений.
"Давайте задумаемся, зачем поститься, - сказал отец Александр. - Апостол Павел называет пост упражнением. Это некая тренировка. Например, в спортзале люди тренируются, чтобы у мышц были силы. Во время поста верующие тренируются на том, что не является грехом (есть мясо, яйца, молочные продукты - это не грех сам по себе), чтобы научиться говорить самому себе "нет". Ева не нашла в себе силы сказать "нет" змею и себе, Адам не смог сказать "нет" Еве и себе. Дальше получилось то, что получилось. Пост - это время, когда мы задумываемся, что потеряли из-за грехов. Но все наши грехи Христос берет на себя и умирает за нас на Кресте. Возникает вопрос: мы спасаемся Христом или своими благочестивыми делами?"
Отец Александр напомнил, что в послании к Галатам апостол Павел говорит: "потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех" (Рим. 3:20). Позиция же апостола Иакова в том, что вера без дел мертва. Кто прав? Продолжение полемики мы видим до сих пор в христианских традициях. Все ли сделал Христос на Кресте для нашего спасения или нужно еще что-то добавить: пост, молитву, самоистязание? Если мы попытаемся примирить эти две точки зрения, то получается, что наши усилия важны, но недостаточны. Христос сделал все для нашего спасения, но с нашей стороны требуется некое выражение благой и свободной воли: Господи, я хочу быть спасен. Это воля выражается в поступках, которые сами по себе нас не спасают, но дают Богу сигнал, что мы хотим спастись. Словно вы тонете, а Христос кидает вам спасательный круг на веревке, Он готов вас вытащить, и ваша задача и ваш выбор - за круг ухватиться. В духовном плане спасательный круг - это посты и молитвы.
Возникает вопрос: пост - это дело добровольное или нет? Церковь приглашает покаяться в грехах, но делать это или нет - решает человек. Если говорить честно, то покаяние - это то, что бывает считанные разы за всю жизнь, когда люди реально начинают жить после исповеди иначе.
Отец Александр отметил, что важно устранить разрыв между нашим пониманием духовной жизни и повседневной жизнью. Человек может проповедовать Христа на своем рабочем месте. Насколько достойно и качественно он исполняет свои профессиональные и семейные обязанности, настолько славит Христа. С этой точки зрения христианин - образцовый семьянин, гражданин. Отец Александр привел пример: "И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его" (Быт. 5:22). Можно читать перед Богом, чистить картошку перед Богом, то есть помнить о Нем, даже занимаясь бытовыми делами, пытаться из исполнения повседневных дел делать угождение Богу. Другое дело, что иногда хочется пойти в храм, побыть на службе, побыть в тишине, помолиться. Это нормально. Важно делать это не в ущерб нашим обязанностями, так как в них проявляется любовь к ближним, забота о них.
Отвечая на вопрос, в чем разница между покаянием и гнетущим чувством вины, отец Александр сказал, что не бывает покаяния без чувства вины, но оно должно вести к изменению. Человек не просто испытывает вину за что-то содеянное, но и делает выводы. Он жил так, а теперь стал иначе - это здоровое покаяние. А когда происходит самоистязание, но ничего в жизни не меняется, такое чувство вины разрушительно.
ИА "Вода живая",
19.03.25
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
