Мировая премьера духовных сочинений композитора Александра Сойникова состоялась в Санкт-Петербурге

Авторский вечер композитора Александра Сойникова прошел 14 ноября в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии.

В концерте принимали участие Камерный хор и оркестр Смольного собора (художественный руководитель - Владимир Беглецов), солисты Ирина Сойникова (скрипка) и Станислав Жуковский (дудук), хореографическая группа Театра юношеского творчества (хореограф - Андрей Адамовский), народный артист России Николай Буров.

В первом отделении было исполнено хоровое произведение "Молитвослов". Композиция состоит из семи частей: "Восставше от сна", "Молитва ко Пресвятой Троице", "Молитва Оптинских старцев", "Молитва Господня", "Молитвы святого Макария Великого", "Аллилуйя", "Песнь Пресвятой Богородице". Это положенные на музыку тексты из утреннего молитвенного правила, знакомые каждому православному христианину. В истории музыки это, наверное, впервые - словами песнопений становятся не богослужебные, а "домашние", келейные тексты.

"По крайней мере, я других таких случаев не знаю, - говорит композитор. - Мне давно хотелось написать к этим словам музыку, это мои любимые молитвы, я с ними встаю и ложусь. Моя мечта, наконец, осуществилась. Писал сердцем и, конечно, с молитвой". 

Часто один и тот же текст исполнялся разными голосами, они перекликались друг с другом, создавая, с одной стороны, ощущение важности каждого голоса в хоре, с другой подчеркивая, что молитвенное правило - это дорога борьбы со страстями. Например, "Молитва Оптинских старцев" начиналась многократным повторением начального слова "Господи" разными певцами в басовых регистрах, настраивая слушателей на молитвенное восприятие остального текста. Также подчеркнуто отдельно прозвучала фраза "Научи меня, Господи, молиться".

Исполнение сопровождалось визуальным рядом: на сцене стояли светильники в виде церковных подсвечников, на заднюю стену проецировались изображения Казанской Богоматери, рублевской "Троицы", других известных икон. Во время пения "Аллилуйя" у каждого певца в руках появился миниатюрный фонарик-"свечка" с мерцающим пламенем (интересно, что в этом песнопении применяется прием имитации колокольного звона).

Второе отделение открылось исполнением пьесы для струнного оркестра "Голгофа". Его предварило чтение Николаем Буровым соответствующего евангельского отрывка (Мк. 15, 1-20).

"Я вижу каждый такт: как Христос шел, как Он упал, как Его поднимали, как убегали те, кто был рядом, как при Кресте стояла Его Мать…" - говорит Александр Сойников. Тема трагизма и скорби в финале сменяется ликующим гимном, буквально иллюстрирующим пасхальное "смертию смерть поправ".

В произведении "Приношение Востоку" наряду с традиционными инструментами симфонического оркестра, струнными и духовыми, принимает участие народный армянский инструмент дудук. Пряные восточные мелодии, перекличка дудука, флейты и человеческого голоса создают ощущения радости и восточного изобилия.

Завершало концертную программу произведение "Путь к Храму" - единственное исполнявшееся раньше, в Германии, так что это - российская премьера.

Тема произведения - борение со страстями, поиск дороги к Богу. Диссонансная музыка в финале сменяется гармонией. Действо сопровождается хореографией: молодые артисты Театра юношеского творчества исполняют нечто среднее между балетом и пантомимой. Главный персонаж хореографического действа - некто Янус, его костюм и грим наполовину черные, наполовину белые: этим подчеркивается, что темное и светлое начало существуют в самом человеке, и какое победит - зависит в первую очередь от него самого.

"С ТЮТом я сотрудничаю давно, с 1980-х: в течение пятнадцати лет писал музыку ко всем спектаклям этого театра, - рассказывает Александр Леонидович. - Одно время я бросил композицию, ездил по монастырям, думал об уходе из мира, но потом, с 2007 года, вернулся к сочинительству и написал,  наверное, больше музыки, чем в советское время. Я сам предложил Евгению Юрьевичу Сазонову, художественному руководителю ТЮТа, сотрудничество. Дело в том, что когда я пишу музыку, я ее не только слышу, но и вижу, мне хотелось передать свое видение через пластические образы".

Александр Сойников родился 13 января 1947 года в Гатчине. Окончил в 1970 году Ленинградский институт культуры, в 1975-м - Ленинградскую консерваторию по классу композиции профессора Александра Мнацаканяна. В 1980 году принят в Союз композиторов. Преподавал в музыкальных школах и училищах. Написал ряд крупных симфонических и хоровых произведений, опер, балетов, много музыки к театральным постановкам, в частности, он - автор рок-оперы "Сирано де Бержерак", шедшей на сцене Молодежного театра на Фонтанке в постановке Ефима Падве. Композитор тесно сотрудничал с петербургским Театром имени Леонида Якобсона. Премьера его балета "Распутин" прошла в лондонском "Ковент-Гардене". Много работал с Оркестром русских народных инструментов: партитура балета "Святки" написана для русского народного оркестра с использованием фольклорных записей.

Фото Татьяны Кириллиной
"Вода живая",
14.11.14