Чин Великого освящения храма храма Спаса Нерукотворного на Дороге Жизни совершил епископ Игнатий

Источник: eparchiya-viborg.ru
29 августа 2016 года, в день Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, храм Спаса Нерукотворного Образа на "Дороге Жизни" светло встретил свой Престольный праздник. Торжественное богослужение возглавил епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, совершив освящение храма Великим чином.
Чин Великого освящения храма  храма Спаса Нерукотворного на Дороге Жизни совершил епископ Игнатий

Его Преосвященству сослужили клирики Выборгской епархии.
Правящий архиерей возглавил крестный ход вокруг храма с мощами священномученика Фомы Зографского.

За богослужением пел хор храма Спаса Нерукотворного Образа (регент Валерия Дорожкина), а также Детско-юношеский хор под управлением Марины Гуцу.

По окончании Литургии Преосвященнейший владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом, поздравив всех с праздником Нерукотворного Образа Спасители и с попразднством Успения Пресвятой Богородицы: "Для современного человека слово "смерть" является устрашающим. То, что случилось с Пресвятой Владычицей, не было пугающим. Почему же её упокоение считается праздником? Смерть пугает человека потому, что она тесно связана с темой греха. Эти темы настолько переплетены в нашей жизни, что, когда человек живёт, он не боится грешить и жить по законам современного общества, особенно когда он имеет здравие и силы. А Пресвятая Богородица была свободна от греха, она молилась за своих обидчиков и творила добро ближним. И час смерти стал для неё ожидаемым моментом, ведь смерть - это дверь, за которой каждого ждёт в свои объятия Христос.

И в сегодняшний день, когда мы вспоминаем историческое событие Перенесения из Константинополя Нерукотворного Образа Спасителя. Мы меньше должны думать о том, как появился этот Образ. Нам важно другое - Господь явил себя человеческому роду не только через своё рождение, но Он оставил нам запечатленный свой Образ, чтобы через молитву и восхождение к Первообразу человек мог получать многое из просимого. Господь даровал людям знак своего вечного присутствия. Мы должны полагаться только на Господа, искать встречи только с Ним, как и искала этого Его Пресвятая Матерь.

Сегодняшний праздничный день должен стать нам напоминанием того, что мы должны хранить веру своих предков и доказывать личным жизненым примером свою верность Христу. И даже когда прийдет час, пойти навстречу смерти, дабы через смерть обрести успение и вечную жизнь со Христом."

В ответном слове от имени прихода и многочисленной паствы к правящему архиерею обратился протоиерей Роман Гуцу. Поблагодарив за архипастырский визит в день Престольного праздника, о. Роман отметил, что в этом году исполняется 115 лет со дня первого освящения храма митрополитом Антонием (Вадковским).

Во внимание к трудам по реставрации храма и созидания духовной жизни во Всеволожске епископ Игнатий вручил настоятелю храма орден преподобного Арсения Коневского 2-ой степени. Архиерейских грамот были удостоены сотрудники храма, которые уже много лет несут послушание на благо прихода и Святой Церкви: Ерёмина Тамара Анатольевна - руководитель театральной студии, Рубина Лия Марковна - казночей, Козлов Владимир Егорович - заведующий хозяйством, Анискина Ольга Павловна - главный бухгалтер, Парамонова Татьяна Викторовна - директор Воскресной школы, а также Семенова Любовь Ефимовна.

После богослужения владыка осмотрел территорию храма, мозаичные иконы в часовне, а также совершил литию на могиле почётного настоятеля протоиерея Игоря Скопца.





Во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа царь Едессы Авгарь жестоко страдал от проказы и воспаления суставов. Он услышал о бесчисленных исцелениях, которые совершал Иисус. Поскольку сам он не мог ни передвигаться, ни даже показываться перед подданными, он послал в Иерусалим писца Ананию с письмом к Иисусу. В послании повелитель просил Спасителя прийти к нему и исцелить его: он предложил Христу поселиться в Едессе, чтобы избежать козней иудеев. Кроме того он поручил Анании, который был искусным живописцем, написать портрет Того, о Котором говорили, что Он - Сын Божий.

В Иерусалиме Анания вручил письмо Господу. Христос был окружен большой толпой, поэтому Анания, чтобы лучше видеть Его, поднялся на камень и попытался сделать набросок. Но оказалось, что он не может запечатлеть черты Спасителя, потому что Его лицо, казалось, беспрерывно менялось под действием невыразимой благодати, которая от Него исходила. Христос, проникавший в сердца и мысли людей, догадался о намерении Анании и, желая показать, что невозможно отделить Его человеческую сущность от Божественной, исполнил благочестивое желание посланца, явив великое чудо.

Иисус попросил принести небольшой сосуд, омыл в нем Свое лицо и отер его полотном, сложенным вчетверо. Тотчас Его черты оказались неизгладимо отпечатанными на этом Мандилии - нерукотворно, то есть без помощи человеческих рук. Он вернул полотно Анании с письмом, предназначенным Авгарю. В нем Иисус объяснил, что Ему необходимо исполнить в Иерусалиме предвечный Божественный замысел о спасении людей. Но Он пообещал, что после завершения Своего служения, когда Он вознесется на небо, Он отправит к Авгарю одного из Своих учеников, чтобы тот позаботился о спасении души и тела царя.

Повелитель принял Ананию с великой радостью и простерся перед изображением святого лика с верой и любовью, после чего обнаружил себя почти полностью исцеленным от проказы за исключением одной язвы на лбу.

После Вознесения Господа нашего и Пятидесятницы святой апостол Фаддей был послан в Едессу. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. Впоследствии он выказывал столь большое почитание Нерукотворного образа, что приказал поместить его в нишу над главными воротами города, где прежде находился идол. На воротах сделали надпись: "Христос Бог, всякий, кто надеется на Тебя, никогда не узнает несчастья". И каждый, кто входил в город, должен был ему поклониться. Так было во время правления Авгаря и его сына.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.

Прошло много лет. Хотя царство вновь стало христианским, о существовании иконы забыли.

В 544 году персидский царь Хосров осадил город, ввергнув всех его обитателей в великий страх. Тогда епископу Евлалию в видении было открыто местонахождение Образа Спасителя, заступничеством Которого жители Едессы могут победить. Епископ повелел раскрыть нишу. Каково же было его удивление, когда он не только обнаружил образ невредимым, но и увидел, что после стольких лет лампада все еще горит! Более того, на черепице, которая закрывала нишу, Евлалий увидел точную копию образа, отпечатавшегося на ней. Спешно собравшиеся жители образовали длинную процессию: в великом трепете они несли две святыни, которые привели в страх ряды осаждавших. А когда епископ окропил врагов маслом от лампады, это масло превратилось в жаркое пламя, обратившее неприятеля в бегство.

Несколько лет спустя Едесса перешла в руки персов, а затем в 628 году была отвоевана императором Ираклием, но вскоре покорена арабами. Когда христианская армия вновь достигла города, император Роман Лекапин поспешил перенести в Константинополь (19 августа 944 г.) святой Мандилий и письмо Авгарю. Святой Образ, протообраз всех христианских икон, был встречен огромной толпой и положен вначале во Влахернской церкви, а на следующий день - в Святой Софии. Отсюда его перенесли в храм Богородицы Фаросской, находившийся во дворце, дабы Нерукотворный Образ защищал столицу и весь народ.

Благодарим пресс-службу храма Спаса Нерукотворного образа за предоставленный материал