"Время бодрствования"

Митрополит Варсонофий совершил богослужения среды 1-й седмицы Великого поста
В среду 1-й седмицы Великого поста, 4 марта,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Троице-Сергиевой пустыни.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Николай (Парамонов) с братией и другие священнослужители.


"И был вечер, и было утро: день третий" (Быт. 1:13). Сегодня третий день Великого поста, мы продолжили чтение канона преподобного Андрея Критского, - сказал владыка в проповеди. - Он скончался в 740 году, оставив нам это произведение, которое подходит для великопостной молитвы, заставляет посмотреть в душу. Канон состоит из 210 тропарей, а также тропарей Марии Египетской и самому Андрею Критскому. Образы греховной и добродетельной жизней указывают на пути покаяния. Мы видим: жили два брата - Каин и Авель, и диавол вошел в сердце Каина, заставив из зависти убить брата. "И сказал Господь Каину: где, Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?" (Быт. 4:9). Какое бесстыдство уже началось в то время! Человек совершил убийство, грех, но мог же покаяться. Нет. Мало того, он так Богу отвечает, как будто Бог не видел всего. Мы часто так бесстыдно поступаем - нагрешим и отказываемся. У нас нет покаяния, мы даже оправдываем свои грехи. И Господь, видя бесстыдство, наказывает. Он покарал Каина не столько за грех, сколько за бесстыдство, которое бывает после греха. Нужно этого избегать, каяться и просить у Бога прощения, иначе наказание неминуемо".

"Андрей Критский приводит в пример царя Давида, - продолжил архипастырь. - Он поступил иначе: согрешил прелюбодеянием и убийством - двойным грехом. Господь послал к нему пророка Нафана. Давид не стал отпираться, признал свой грех, оплакивал его. Бог принял его плач и простил его. Сегодня говорилось и про царя Ахава, который позавидовав соседу Навуфею, сказал: "Отдай мне виноградник твой за серебро, или, если хочешь, я дам тебе другой виноградник вместо него" (3Цар.21:6). Сосед отказался, потому что это был семейный виноградник, на котором работали еще его деды. Царь рассказал жене, что сосед не хочет ни продавать, ни перейти в другое место. Жена нашла двух лжецов, они устроили суд над Навуфеем за то, что он будто бы оскорблял царя и Бога. Его забили камнями насмерть. Бог - любовь, но еще - справедливость и правда, и такое не прощает. Разве поступок царя был справедлив? Ведь он прикрыл свою жену, которая это устроила. Господь посылает пророка Илию, когда царь уже зашел в чужой виноградник. Увидев пророка, он спросил, как тот оказался здесь. Илия ответил: "Так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь (3Цар. 21:19). Ахав пришел домой, разорвал одежду свою, надел вретище и стал плакать. И Бог не наказал его, даже убийство простил ему".

"Мы видим, каков путь прощения грехов - это плач о них. Вот мы - умеем плакать о своих грехах? Надо учиться, потому что Господь прощает грехи. Часто в каноне упоминается мытарь. Фарисей не получил прощения, а мытарь заслужил его смиренномудрием. Читая про блаженную Феодору, которая шла по мытарствам, узнаем, что ее спасала милостыня. Вот следующий путь спасения - творить милостыню. Ведь не трудно ее подавать. Еще нужна молитва, без нее мы не спасемся. Еще нужно в храм ходить, исповедоваться, каяться. Знать нам хотя бы эти пять путей прощения Богом грехов и им следовать. Надо быть в Церкви, которая является не судищем, а врачебницей. И пока храмы открыты, исцелять в них душу. Все мы можем получить прощение, ведь Господь создал наши души прекрасными. Мы должны их преображать, вернуться к своему Небесному Жениху чистыми девами, но в течение жизни так себя уродуем и раним, что становимся больными. Нам нужно исцеление, которое подается в Церкви и нигде больше. Нужно думать о своих душах, о том, как предстать перед Богом. Если душа спит, как бы нам не проспать вечное спасение. Наступает время бодрствования, нужно думать о том, как угодить Богу и спастись", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Правящий архиерей пожелал братии и прихожанам монастыря помощи Божией в постных трудах и заботах о спасении души.

Обители было подарено Евангелие.

Троице-Сергиева пустынь была основана по указу императрицы Анны Иоанновны в 1734 году. Через 30 лет по проекту Пьетро Трезини были построены собор Святой Троицы и кельи. Следил за ходом работ знаменитый зодчий Бартоломео Растрелли. Расцвет пустыни связывают с приходом в настоятели в 1834 году архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Обитель была закрыта в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались еще более десяти лет. Во время войны на территории монастыря стояла немецкая танковая дивизия. Но самые большие разрушения ему причинила советская власть. Во время хрущевской антирелигиозной кампании были взорваны Свято-Троицкий и Воскресенский соборы, Покровский и Никольский храмы. К началу 2000-х насельники добились передачи монастырю в бессрочное безвозмездное пользование всей территории и помещений.

ИА "Вода живая",
04.03.20

Видео: Великое повечерие в Троице-Сергиевой пустыни

Упоминания в новостях

Все новости >>