"Помнить благодетелей"

Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе  
В Неделю 4-ю Великого поста, 29 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" был прочитан отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о Страстях Христовых.

При пении стихиры "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного" правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.


"Мы сегодня еще раз в храме были приведены на Голгофу, чтобы перед Божественной любовью, распятой на Кресте, подумали о том, проходит ли наша жизнь так, как Господь задумал о нас, - сказал владыка в проповеди. - Мы слышали евангельское чтение о том, как Христос предстал перед судом человеческим. Спаситель три с половиной года, начиная от Иордана, совершал открыто, при народе множество чудес. Исцелял повсюду хромых, слепых, прокаженных и других страдающих. В Евангелии описано немало случаев. И вот, Его арестовали. Он находится на суде у Синедриона, Пилата. И что мы видим? Его обвиняют в том, что Он злодей. Где и когда Он сделал кому-то зло? Никогда. Но Пилату говорят, что представили ему злодея. Где в этот момент были многие исцеленные Им люди? Скольких Он накормил? Пять тысяч. Где были люди, которые видели Его чудеса? В защитниках у Него на земле - никого. Все только кричали: "Распни его!" (Ин. 19:12). Вот суть человеческая - сколько добрых дел ни делай, люди не оценят. Поэтому зря стараемся делать что-то перед людьми. Надо все делать перед Богом, Он все замечает и оценивает. А люди? Сегодня получили исцеление, а завтра уже забыли. Вот какие мы забывчивые. Пусть люди не видели в Иисусе Христе Сына Божиего, но они же видели, что Он праведник. Ведь как Он жил? Как наисвятейший из святейших. Разве можно праведника распять? Народ кричал, чтобы угодить начальству. Так решили архиереи, первосвященники, Синедрион, и народ "подпел" начальству. Просил распять Христа, а отпустить Варавву. Им лучше было, чтобы в их среде жил убийца, а не праведник. Пилат пошел на поводу у народа, устроил как бы референдум - дал выбрать между Варравой и Христом. И кого выбрал народ? Разбойника, которого и отпустили. А Христа распяли вместе с двумя разбойниками. Сначала один из них смеялся над Ним: "Если Ты Христос, спаси Себя и нас" (Лк. 23:39). Спаситель тогда взмолился: “Отче! прости им, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23:34). Второй разбойник понял, что рядом не простой человек: простой так прощать не будет, он умеет мстить, а этот просит прощения для них. Тогда сказал: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое" (Лк. 23:42). То есть разбойник на кресте увидел праведника. И не просто праведника, а Сына Божия. Разбойник просил хотя бы вспомнить про него, когда Он будет в раю. И Господь открыл для него первого рай".

"Вторым, кто заметил, что Иисус - не просто человек, был сотник-язычник, - продолжил архипастырь. - Он сказал, что это воистину человек праведный. Народ не заметил, а двое - один на кресте, другой у креста, заметили. Как? Это нам урок, ведь нам тоже многие люди помогают, благодетельствуют. Родители многое для нас делают, а мы забываем про их добрые дела. Столько добра нам сделали люди, а мы забываем. Христос столько сделал для людей, а они забыли. Надо помнить тех, кто нам помогает по жизни, и молиться за них. Много можно уроков получить у креста, в эти четыре вечера Великим постом мы собираемся и, читая пассию, размышляем о произошедшем на Голгофе. Нужно просить у Господа прощения грехов, исправляться, жизнь проводить в страхе Божием и исполнении Его святых заповедей".

"Поздравляю вас с наступившей пятой седмицей Великого поста. С каждой неделей мы приближаемся к Светлому Христову Воскресению. Но надо еще пройти дни в сугубой молитве за себя и родных, за Санкт-Петербург, нашу страну и весь мир, чтобы Господь избавил нас от морового поветрия и помог настроиться на правильный путь в жизни. Наказания Божии приходят, когда мы уклоняемся от правильного пути. Если возвращаемся на него, они прекращаются. Проживем эти дни в молитве, покаянии. Желаю вам помощи Божией в трудах и заботах о вечном спасении", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
В официальной группе собора в соцсети ВКонтакте шла прямая трансляция богослужения.

Богослужения пассии из Казанского собора и других храмов также транслировались на сайте "Невские новости".

Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй - 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.

ИА "Вода живая",
29.03.20



Видео: Пассия в Казанском соборе

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости