"Облечься в благодать"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Свято-Троицком соборе Колпина
В канун Недели 2-й Великого поста, святителя Григория Паламы, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Свято-Троицком соборе Колпина.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель и благочинный Колпинского округа протоиерей Александр Селиванов с клиром и другие священнослужители.


"Вторая Неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы, - сказал владыка в проповеди. - Почему именно постом Святая Церковь определила творить ему память? Мы творим ему память в день кончины, а также сегодня вспоминаем этого святителя Фессалоникийского. Те, кто давно в храм ходят, знакомы с житием святителя Григория. Он был монахом на Афоне, вел крайне аскетическую жизнь, стяжал через Иисусову молитву благодать Святого Духа. В то время в Константинополе появился еретик Варлаам - он был греком из Италии, профессором, преподавал в Константинопольском университете. И среди богословов возник спор, какой свет апостолы видели на горе Фавор, тварный или нетварный. Отцы Церкви говорили, что нетварный, а Варлаам вслед за католиками учил, что это был обычный солнечный свет. Но в Евангелии сказано, что апостолов поразил этот свет, а в Израиле солнечным светом не удивишь - солнца там достаточно, наоборот, люди от него прячутся. А им стало очень хорошо от этого света, они хотели построить кущи для Моисея, Илии и Господа, чтобы остаться там навсегда (Мф. 17:4). И вот, возник спор о сущностях и энергиях. Бог по Своей сущности непознаваем, непостижим. А в Своих энергиях, то есть действиях, ощущается. Эти энергии мы еще называем благодатью, и человек ее чувствует - особенно если имеет опыт духовной жизни".

"Так вот, на Фаворской горе апостолы получили благодать Божию, и от этой благодати им стало радостно, - продолжил архипастырь. - Значит, благодать - это энергия, в которой присутствует Бог. Святитель Григорий как раз учил, что Бог постижим в Своих энергиях. Католики не разделяли эту мысль. И мы видим, что если отходишь от правильной мысли, жизнь течет совсем в другую сторону. Они посчитали, что с Богом невозможно общаться, немыслимо прикоснуться к Нему - значит, все внимание надо обратить на землю. Зачем посты, долгие богослужения и молитвы? Давайте все упростим и займемся человеком. Отсюда и появилось такое течение - гуманизм, которое привело к эпохе Возрождения. Все внимание было обращено уже не на Бога: на пьедестал поставили человека, причем ветхого - со страстями, грехами. Достаточно верить, что Бог есть, и спасешься. Католики начали все упрощать, а протестанты пошли еще дальше: ни постов, ни икон, ни мощей. Раз никакой благодати нет, зачем тратить силы на нее? Вот так постепенно люди от Бога отходят, когда начинают неправильно рассуждать о благодати. Православная Церковь сохранила это учение, мы его придерживаемся и понимаем, что цель христианской жизни как раз и состоит в стяжании благодати Святого Духа. Об этом говорил святитель Григорий Палама, об этом на рубеже XVIII и XIX веков напомнил преподобный Серафим Саровский. Он говорил, что хороши и посты, и молитвы, и милостыня, но это средства, а цель - стяжание благодати Святого Духа".

"А мы постоянно всю свою энергию тратим налево и направо, но главным не занимаемся, пропускаем мимо внимания самого Господа. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6:33). Мы об этом забываем, ищем все что угодно, кроме Бога. А надо придерживаться православного учения и искать прежде всего благодати Святого Духа. Она только может дать силы быть верным нашему христианскому призванию. И мы, священнослужители, понимаем, что наших сил недостаточно, чтобы быть пастырями Церкви, нам нужна благодать Божия. При хиротонии во диакона, священника, епископа мы призываем благодать Святого Духа, которая врачует, восполняет наши немощные силы. Только с помощью этой силы мы можем выполнять свои обязанности. Но и мирянину невозможно стать христианином без благодати. Без нее мы не поднимемся ни на какую высоту. Благодать к нам приходит в Таинствах Церкви. Когда мы причащаемся, соединяемся с Богом, Он входит в нас. Тогда мы и достигаем цели нашей жизни - единения с Богом. Только так можно облечься в благодать, в одежду, без которой мы не войдем в Царствие Небесное. Это и есть та "брачная одежда", о которой говорится в Евангелии (Мф. 22:11-12). В нее нужно всем облекаться, и пост - хорошее время для очищения души от страстей и обретения благодати Святого Духа. Желаю вам за время поста стяжать эту благодать", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона святого Александра Невского.

Приходской библиотеке были переданы сборники проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и документов Русской Православной Церкви.

Благотворитель Нелли Андреева была награждена грамотой митрополита.

Настоятель поблагодарил владыку за совместную молитву, напомнив, что Колпинское благочиние было образовано по благословению правящего архиерея: "Многое процвело, многое приумножилось в этом городе. Главное - многие люди за эти годы пришли в Церковь и стали православными", - сказал отец Александр.

Верующим раздали иконки святого Александра Невского.

Свято-Троицкий собор был построен в Колпине в память об одноименном храме, освященном в 1773 году. Автором исторического проекта, вероятно, был Савва Чевакинский. В советское время был закрыт, во время войны - разрушен. Новый собор возведен в 2000-е по проекту Сергея Крюкова.

ИА "Вода живая",
27.03.21

Видео: Всенощное бдение. Троицкий собор в Колпине

Упоминания в новостях

Все новости >>