Митрополит Варсонофий совершил утреню Великой субботы с чином погребения в Казанском соборе
В Великую пятницу, 22 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил уставное вечернее богослужение с чином погребения в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
После пения тропарей на "Бог Господь" митрополит Варсонофий и сослужащее ему духовенство прочитали перед Плащаницей Спасителя Непорочны, то есть стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся краткими песнопениями, или похвалами, в честь Господа, "в мертвецех вменившагося".
По окончании великого славословия с пением погребального "Святый Боже" Плащаница была обнесена по внутреннему периметру храма.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
За богослужением пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
По окончании великого славословия с пением погребального "Святый Боже" Плащаница была обнесена по внутреннему периметру храма.
По завершении крестного хода перед Плащаницей были прочитаны пророчество о Воскресении из книги пророка Иезекииля, чтение из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом, после чего митрополит Варсонофий прочитал евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи.
"Мы совершили чин погребения Спасителя, - сказал владыка в проповеди. - Как это было исторически, мы знаем: праведные Иосиф Аримафейский и Никодим сняли с Креста израненное, измученное тело Христа. Как могли, омыли его, помазали миром, завернули в плащаницу и положили в гроб. На Востоке гроб - это пещера. В ней Господь почил телом. До этого все годы пребывания на земле Он трудился день и ночь - и вот, сегодня телом почил. Духом же спустился в ад, чтобы вывести праведников и грешников, которые пожелали с Ним выйти оттуда. На погребении немного было людей: Матерь Божия, самая близкая Христу, несколько женщин, тоже близких Ему, апостол Иоанн Богослов - и все. Не очень-то люди любят разделять скорбь, страдания. Вот завтра наш храм будет переполнен - люди с радостью придут участвовать в радости Воскресения Христова. А сегодня нас не очень много. Смотрю на вас - вот кто любит Господа во всяком состоянии: и когда Он страдает и мучается, и когда умирает. Благодарю тех, кто сегодня пришел помолиться у гроба Господня".
"Мы все ищем, как стать счастливыми без болезней, скорбных путей, а Бог избрал путь страданий, - продолжил архипастырь. - Человек так в грехах погряз, что сам себя оттуда вытащить не может - как из трясины. Пришлось Господу прийти за человеком. Грех ничем не отмывается, никакой водой - только кровью. Но не нашей кровью мы омылись, а Кровью Спасителя. Вот цена наших грехов. Кажется - ну согрешили, подумаешь... Нет! Грех так к нам пристает, что, чтобы его отмыть, нужна Кровь Христова, и Он пролил ее за нас. Так Господь любит человека - не всех вместе, а каждого по отдельности. Он лично за каждым пришел, спустился в ад, и кто захотел, поднялись с Ним, а некоторые не захотели. Ну, не хотят быть с Богом - ад для таких людей и существует. И для бесов, но некоторым людям там нравится. С Богом им плохо почему-то, они уже на земле ад устраивают, а потом снова в него спускаются. А те, кто хочет спастись и быть с Богом, каются: сколько грешников спаслось, и каких! Великие грешники пошли за Христом, покаялись, исправились, и Он всех принял. Нам это внушает надежду, что Господь и нас примет в Свое Царство. К концу службы мы слышали паремию о видении пророка Иезекииля, который прозрел целое поле костей. Господь спрашивает: "Сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это" (Иез. 37:3). Тогда Господь ответил: "Изреки пророчество на кости сии и скажи им: "Кости сухие! слушайте слово Господне!" (Иез. 37:4). После этого кости покрылись плотью и ожили. Таким и будет воскресение мертвых. Сколько кладбищ в Санкт-Петербурге? Там лежат миллионы людей. И представьте - все они воскреснут, восстанут. И мы все восстанем - это записано в Символе веры: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Мы ожидаем воскресения. Господь показал это в пророчестве Иезекииля - и впоследствии, когда сам восстал из мертвых".
"Мы ждем победы Христовой над смертью уже завтра - ну и потом, когда Бог поднимет все умершее человечество, будут новая земля и новое небо, а люди окажутся уже в других телах - нетленных, бессмертных, и будут жить с Господом вечно. Но чтобы у нас была вечная жизнь, Христос пришел, отдал самого себя. Он в себе имеет вечную жизнь и нас приобщает к ней, поэтому надо как можно чаще причащаться этой вечной жизни. Завтра те, кто соблюдет пост литургический - после шести вечера есть нельзя! - смогут причаститься. Мы приобщимся вечной жизни, вечного Христа, а чтобы спастись, Господь оставил нам Свое Евангелие - вот оно лежит на Плащанице. Это завещание нам - читайте его, там все написано, как жить и спасаться. Господь все нам рассказал, и мы должны это исполнить - жить с Ним. Поздравляю вас, сейчас уже предпразднство Воскресения Христова, а завтра мы соберемся в нашем соборе, чтобы отметить славное Воскресение, придем крестным ходом на гроб Господень - и узнаем, что гроб-то пуст! И будем прославлять воскресшего Христа, радоваться Его победе", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.
Богослужебный чин погребения носит заупокойный характер. Его смысл - соучастие в погребении Самого Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. На этой службе принято стоять с зажжeнными свечами. Великой Субботой заканчивается Страстная Седмица, и вся Церковь находится в предвкушении Пасхальной радости грядущего Светлого Воскресения Христова.
Богослужебный чин погребения носит заупокойный характер. Его смысл - соучастие в погребении Самого Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. На этой службе принято стоять с зажжeнными свечами. Великой Субботой заканчивается Страстная Седмица, и вся Церковь находится в предвкушении Пасхальной радости грядущего Светлого Воскресения Христова.
ИА "Вода живая",
22.04.22
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей