Митрополит Варсонофий совершил вечерню Великой пятницы в Казанском соборе
В Великую пятницу, 22 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил вечерню с чином выноса Плащаницы в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин и клирики собора.
Прокимен "Разделиша ризы..." исполнили диакон Кирилл Николаев и хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
В конце вечерни при пении тропаря "Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое" из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.
Правящий архиерей прочитал канон "О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы".
Верующие приложились к Плащанице.
Вечерня совершается в третьем часу дня, в час кончины Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с него тела Христова и его погребения. Cвященнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, выносят из алтаря на середину храма и располагают на гробнице. Верующие поклоняются Плащанице и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Чин выноса Плащаницы был включен в вечерню в конце XVI века, а с XVII столетия стал общепринятым. Он был заимствован русской церковной практикой из Константинополя, в дальнейшем его форма развивалась в русских храмах самостоятельно. Исторически некоторые особенности чина могли отличаться в зависимости от монастыря.
ИА "Вода живая",
22.04.21
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин и клирики собора.
Прокимен "Разделиша ризы..." исполнили диакон Кирилл Николаев и хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
В конце вечерни при пении тропаря "Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое" из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.
Правящий архиерей прочитал канон "О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы".
Верующие приложились к Плащанице.
"Мы совершили вечерню и повечерие, в конце вечерни на два дня вынесли Святую Плащаницу, чтобы все могли приложиться к ней, - сказал владыка в проповеди. - Недолго человечество дало пожить Спасителю на земле. Мировое зло не терпит ничего божественного. Тридцать три с половиной года Христос прожил здесь. В эту пятницу совершилось злодеяние - человечество убило своего Создателя, Творца, Спасителя и Благодетеля. Даже природа вся потряслась, когда Он взошел на Крест, солнце померкло. Такого еще не было. Зло закрыло глаза всем, кто выносил решение предать Христа смерти".Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.
"После того, как Иуда подсказал, кто Христос, Его взяли и повели к первосвященнику Каиафе, - продолжил архипастырь. - Когда Бог стоит на допросе, что должен сделать первосвященник? Упасть в ноги Ему и просить прощения за людские грехи. А он стал допрашивать: "Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?" (Мф. 26:63). Как будто не знал, что несколько дней назад Христос воскресил четырехдневного Лазаря. Это было у всех на слуху. Весь Иерусалим знал об этом. Кто из людей это может сделать? Спаситель ответил ему, что Он Сын Божий. Что первосвященник должен был сделать? Уверовать: мы ждали Мессию столько лет, и вот, Ты пришел, как мне повезло, что я перед Тобой стою! Вместо этих слов и поклонения он выносит Христу смертный приговор. Господь смиренно все принимает. Потом появляется Пилат и спрашивает, действительно ли Он царь? Господь отвечает: "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18:36). Пилат увидел, что перед ним не простой человек - чистый, святой, любвеобильный. Почему они привели Его к нему? Смертный приговор могла вынести только римская власть. Она могла отпустить Его. Но не разглядел римлянин в этом человеке Сына Божия. А другой римлянин разглядел, это был сотник у Креста. Он видел, как Христос молился, просил прощения всем, кто Его распинает. Так люди не поступают на кресте. Обычно хулят и проклинают, всем зла желают. А этот молится и просит прощения у Бога. И сотник воскликнул, что это воистину Сын Божий. Да, он понимает, на земле все кончено у Сына Божиего, но у Него все впереди".
"Недавно мы праздновали Вход Господень в Иерусалим. Сегодня празднуем другой вход, когда Господь направится после Своей смерти туда, где томятся души, ожидавшие Мессию. Они веровали в Него, жили надеждой, что Мессия придет. И Господь после смерти спускается в ад, чтобы оттуда вывести всех праведников. Как Царь неба и земли, Он решил первым гражданином Своего царства сделать благоразумного разбойника к удивлению всех. Уже на Кресте сказал ему: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:39). И первым пошел в рай разбойник, который висел на кресте. Сейчас мы будем подходить к Святой Плащанице и принесем сюда наши грехи, все, что нас отрывает от Бога, чтобы потом вместе со Христом воскреснуть для вечной жизни. Будем просить, как разбойник: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лк. 23:42). Когда придешь судить живых и мертвых, вспомни меня, прихожанина Казанского собора, как я молился здесь на вечерне Великой пятницы, стоял у Плащаницы, просил за себя, свою семью и близких. Вспомни нас, Господи, чтобы нам вместе с Тобой быть всегда в Царствии Небесном", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Вечерня совершается в третьем часу дня, в час кончины Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с него тела Христова и его погребения. Cвященнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, выносят из алтаря на середину храма и располагают на гробнице. Верующие поклоняются Плащанице и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Чин выноса Плащаницы был включен в вечерню в конце XVI века, а с XVII столетия стал общепринятым. Он был заимствован русской церковной практикой из Константинополя, в дальнейшем его форма развивалась в русских храмах самостоятельно. Исторически некоторые особенности чина могли отличаться в зависимости от монастыря.
ИА "Вода живая",
22.04.21
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях
5 ноября 2024
Прошла дискуссия о традиционных ценностях
... Дискуссия «Содержание, значение и взаимосвязь понятий: мировоззрение, идеология, традиционные ценности в современной России», организованная совместно с духовно-просветительским центром «Керигма», прошла 5 ноября в Казанском кафедральном соборе ...
4 ноября 2024
Состоялась встреча с иереем Павлом Островским
... В праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, 4 ноября, в конференц-зале крипты Казанского кафедрального собора прошла встреча с известным блогером, миссионером, автором книг, настоятелем храма великомученика Георгия Победоносца в Нахабине (Москва) иереем Павлом Островским ...