В канун Недели сыропустной, воспоминания Адамова изгнания, Прощеного воскресенья, 16 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святого Георгия Победоносца в Купчине.
Eго Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель, благочинный Фрунзенского округа протоиерей Алексий Исаев с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
"Эта Неделя именуется сыропустной, Прощеным воскресеньем, и мы совершаем память изгнания Адама и Евы из рая, - сказал владыка в проповеди. - Святые отцы завещали, чтобы мы всегда накануне Великого поста вспоминали это событие. Чтобы понять, что с нами сделал грех, надо увидеть, какими были наши прародители. Задумав этот мир, Господь сначала создал ангелов несовершенными. У них была перспектива совершенства, часть ангелов осталась с Богом в послушании, а другая часть вместе с диаволом проявила непослушание Творцу и отошла от Него. Потом Господь создал человека, проникающего в суть вещей. У нас сейчас целые институты исследуют каждую клеточку, чтобы понять, что это такое, а Адам легко мог проникать в суть вещей, именовать животных, давать им характеристику, то есть обладал даром, которого никто не имеет. А главное - был другом Божиим, слушался Бога. Никто на него не мог влиять, только один Бог. Так он жил какое-то время, потом Господь почувствовал, что человеку одиноко, и создал ему помощницу. Из ребра Адама была взята его будущая жена Ева, и они стали жить в раю. Но сатана позавидовал пребыванию наших прародителей в раю и решил искусить их. Он подошел не к Адаму, а к его жене. Часто диавол подходит к слабому звену, сокрушает его, а дальше уже все рушится. И вот, диавол стал разговаривать с Евой, лгать на Бога, что Он запрещает им есть с райских древ, хотя Господь заповедовал не прикасаться только к одному древу познания добра и зла. Все остальное можно было вкушать. Диавол сказал, что Бог запретил прикасаться им к одному дереву специально, чтобы они не стали как боги. Но если съедят тот плод, то будут как боги, узнают, что такое добро и зло. Ева не посоветовалась с Адамом, слушаться ли диавола, или спросить Бога, ведь они же помнят, что Он сказал: "Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:17). Ева не стала ни с кем советоваться, она подумала, что через еду можно стать равной Богу. В ней открылось своеволие. И она стала уже не по воле Божией жить, а по своей. Она открыла чувственность, ощутила запах плодов, всю эту прелесть, пристрастие к материальному. Ева подошла к Адаму, он послушался ее и тоже вкусил от этого древа. Они почувствовали, как изменились - до греха были одни, после стали другими. Увидели, что они наги, и закрылись листьями смоковницы. В них заговорили стыд и совесть, они осознали, что сделали что-то нехорошее. Они приняли сторону диавола, послушали его и отказались от Бога, решили сами стать богами. Пока размышляли о том, что с ними произошло, появился Бог. И спросил Адама, где он. Раньше, когда Бог приходил, Адам радовался, а тут - скрылся. Инстинкт скрываться после греха есть у всех нас. Когда напакостим, мы все бежим куда-то - это все идет оттуда. Но разве можно скрыться от Бога? То есть произошло помрачение ума. Они уже не понимали, что делают".
"И вот, начинается диалог, который мы читаем на страницах Библии, - продолжил архипастырь. - "Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся" (Быт. 3:10). "И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?" (Быт. 3:11). И Адам с Евой стали открывать, что произошло: они нарушили заповедь - съели плод. И что делает Адам? Вместо того, чтобы пасть на колени перед Богом и просить прощения, что согрешил, винит Еву, что она его соблазнила, а ее дал ему Бог, значит, Он виноват. А жена обвинила диавола, что он ее искусил. Сваливали вину друг на друга, в результате оказались за порогом рая, были изгнаны оттуда, потому что уже перестали быть с Богом, Его слушать, понимать и чувствовать. Им ближе стал диавол: он дал раскрыться в них всем чувствам, самоволию. Когда они вышли за рай, увидели, с чем столкнулись. Это был не их мир. В раю они не знали забот, там было все готовое. А здесь надо было пахать и сеять. Начался труд, который до сих пор у нас продолжается. Вместе с грехом они получили и смерть. Грех и смерть связаны. Преодолеть это может только Бог, "смертию смерть поправ". Мы в это веруем и знаем, что только Господь может нас воскресить для вечной жизни. Без Бога человек никто".
"Бог всегда идет первым к человеку, и в раю пришел первым. Не Адам побежал просить у Него прощения, а Бог пришел первым, потому что Он кроток и смирен сердцем. А кто кроток и смирен, тот просит прощения. А человек уже стал гордым, упрямым и прощения просить не мог, он вышел за двери рая. И до сих пор мы тут живем. Пришлось Господу прийти и спасти человека, протянуть руки на Кресте, чтобы спасти падших людей. Вот какова цена этого греха, отступления от Бога! Вот как важно иметь послушание Ему и не поддаваться искушениям. Всегда диавол стоит рядом с нами и посылает нас искусить кого-то. Будьте внимательны. Диавол всегда искушает, начиная с малого. Видите, с плода начал искушать, а кончилось все трагически - падением человечества. Надо всегда исполнять то, что говорит Бог. Хранить семьи, все в семье совершается. Бывает, тяжело жить мужу и жене, но, если семью разрушить разводом, будет еще тяжелее. Крест надо нести. Новый крест - ничуть не лучше, он либо такой же дается, либо еще тяжелее. Надо укреплять семейные связи и ценности, жить с Богом, ходить в храм, соблюдать посты. Мы вступаем в Великий пост, он специально посвящен Господу, чтобы нам очистить себя от своеволия, самочиния, гордости, страстей, научиться смирению, послушанию, исполнению воли Божией. Тогда Господь всегда будет рядом и нас покроет Своей благодатью. Адам отказался от благодати Божией, и результат был печальный. Мы должны постоянно исповедоваться, причащаться и питаться благодатью Божией - без нее жить нельзя. Только Божия благодать сохранит нас в этом развратном мире. Больше нас ничто не сохранит, никаких сил человеческих не хватит. Только благодать Божия может нас удержать от падения в чревоугодие, пьянство, блуд и все пороки мира. Сами мы не справимся, не хватит сил. Все равно искуситель нас найдет и будет делать так, чтобы мы погибли. Надо чаще ходить в храм, молиться, и Господь нам поможет завершить пост благополучно, встретить Светлое Христово Воскресение", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона Собора архистратига Михаила.
Епархиальные знаки святых князя Ярослава и княгини Анны за многодетство были вручены иерею Владиславу Куйбышеву и его супруге Юлии, которые воспитывают пятерых детей.
Настоятель поблагодарил правящего архиерея за совместную молитву и подарил ему набор богослужебных копий.
Верующим раздали иконки "Чудо Георгия о змие".
Храм святого Георгия Победоносца был построен в 1999-2002 годах по проекту Игоря Солодовникова. 17 декабря 1999 года был освящен нижний храм Рождества Христова. 17 декабря 2003 года совершено великое освящение верхнего храма великомученика Георгия Победоносца.
ИА "Вода живая",
16.03.24