Митрополит Варсонофий встретился с ректорами вузов


Присутствовали наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин, ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный храмов при вузах протоиерей Петр Мухин, руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела Наталья Родоманова, ректоры - СПбГУ Николай Кропачев, Политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской, Педиатрического медицинского университета Дмитрий Иванов, Института кино и телевидения Екатерина Сазонова, Северо-Западного медицинского университета имени Сергей Сайганов, Гидрометеорологического университета Валерий Михеев, Института культуры Александр Тургаев, Химико-фармацевтической академии Игорь Наркевич, Университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов, Межвузовского студенческого городка Александр Белокобыльский; начальники военных учебных заведений - Военно-космической академии Анатолий Нестечук, Академия войск национальной гвардии Андрей Кийко, Университета МВД Игорь Амельчаков.

"Сердечно вас приветствую на нашей традиционной встрече в начале учебного года с пожеланиями успехов, вдохновения и всяческих благ от Господа, - сказал владыка. - Отрадно свидетельствовать, что на высоком уровне поддерживается сотрудничество епархии с вузами северной столицы. Этому способствуют взаимоуважительные и конструктивные отношения, которые сложились между духовенством и ректорами. У нас присутствует общий взгляд на процессы, которые протекают в обществе и мире, на отношение к традициям и ценностям народа, а главное - на цели в воспитании молодого поколения. Получение высшего образования играет большую роль в судьбе человека. Благодаря ему он получает квалификацию, навыки, умения, становится специалистом в интересующей его области, что позволяет ему не просто занять свое место в жизни, в обществе, но и получать удовлетворение от труда. Период обучения - важный этап в формировании человека как личности. Формирование это не может обойтись без духовной составляющей. Ее игнорирование приводит к плачевным последствиям, о чем красноречиво говорит пример западной цивилизации. Заботится о комфортной и достойной жизни людей, несомненно, важно. Но сводить все исключительно к материальным благам, к погоне за удовольствиями неверно. Это путь к духовной деградации, к духовной смерти. Вытеснение религии из общественной жизни, замена традиционных нравственных ценностей идеей свободы, к сожалению, стало тенденцией в государствах, которые ранее были оплотами христианской культуры. А начинаются эти разрушительные процессы с неправильного воспитания детей, со школьной, а потом и университетской скамьи, где псеводоценности пропагандируется и прививаются".

"Растет доля молодых людей, которые стремятся продлевать свое "детство" - то есть избегать ответственности, в том числе связанной с семейной жизнью и рождением детей, жить ради самих себя, в свое удовольствие - то есть, по сути, страдать социальным инфантилизмом, - продолжил архипастырь. - Как пишет в статье о новой воспитательной модели ректор Российского православного университета, Александр Владимирович Щипков: "Инфантилизм - это прежде всего отказ от ответственности. Призыв жить сегодняшним днем, в виртуальном мире, не брать ничего близко к сердцу, утешаться гаджетами, модой, анимацией. Тем более что само понятие "взрослость" серьезно искажено. Общество соблазна и спектакля в принципе несовместимо с ответственностью и нравственностью, а без них невозможно взросление. Борьба с инфантилизмом, выращивание взрослых людей - вот одна из главных задач, которую придется системно решать на государственном уровне". Поэтому для современного российского общества, для сохранения нашего суверенитета - как экономического и политического, так и духовного, необходимо особое внимание уделять вопросам духовно-нравственного воспитания, религиозной составляющей в образовании. Наше государство светское - это не оспаривается. Но мы знаем, какую важную роль сыграла православная вера для формирования российского государства, развития культуры, языка, общественной жизни. Духовные ценности, которые разделяет верующий, - это не абстрактные идеи, а то, что находит реальное отражение в его жизни. Благодаря евангельским ценностям - милосердию, любви к ближним, жертвенности, целомудрию - русский человек неизменно преодолевал испытания и исторические вызовы, сумел сохранить национальную идентичность и одерживал победы над врагами внешними и внутренними. Эти ценности воспитывались в семье, доносились из уст учителей и наставников, о них проповедовали в храмах Благодаря воспитанию и образованию человек получал верное представление о добре и зле, жизни и смерти, о том, что временно, а что вечно".

"Сегодня в вопросах воспитания молодежи есть сложности - и одна из главных заключается в неконтролируемом потоке информации, который окружает молодых людей - в первую очередь, в Интернете и соцсетях. Тем важнее давать альтернативу иной раз царящей там бессмыслице и пустословию интересными содержательными лекциями, живым словом, и вдохновляющим примером наставников. Нельзя отрицать, что устремления у молодых людей правильные. Юные сердца тянутся к познанию, ищут справедливости, желают свободы. Но даже ставя такие возвышенные цели, можно ошибиться и промахнуться. Слово "грех" в переводе с греческого языка означает промах, ошибку. То есть намерение может быть и благое, но человек по ряду причин промахивается в достижении столь же благой цели. Так бывает, к сожалению, и у молодых. Им хочется начать свободную самостоятельную жизнь, себя реализовать, но случаются осечки, грехи, и цель не достигается. А чтобы достичь цели, всего вышеперечисленного - свободы, справедливости, знания, - ужно иметь точку опоры. Таковой для человека является Бог. И помощью людям, а особенно молодым, в нахождении этой точки опоры служат духовные ценности, которые передаются благодаря наставникам и учителям. В нашем государстве большое внимание уделяется воспитанию молодежи в уважении к этим ценностям. Слава Богу, они сохраняются и передаются, Несмотря на отрицательное влияние западной культуры, молодежь все больше интересуется историей русского народа, его культурой и верой. Это особенно важно в нынешнее судьбоносное время, когда проходит специальная военная операция, требующая мобилизации в том числе духовных сил. Общество призвано быть единым перед лицом реальных внешних угроз. Важную роль в этом призвано играть молодое поколение", - отметил правящий архиерей.

Он подчеркнул, что один из символов такого единения - общегородской крестный ход по Невскому проспекту в день памяти святого Александра Невского, 12 сентября, и в этом году отмечается 300-летие перенесения его мощей в Санкт-Петербург. Владыка пригласил преподавателей и студентов на крестный ход.

"Князь Александр жил в сложные для Отечества годы, когда вместе с внутренними усобицами происходили иноземные вторжения. В молодом возрасте он явил пример непоколебимой стойкости, мужества в испытаниях, силы духа и воли, беззаветной любви к Отечеству. Его пример сегодня особенно важен для каждого жителя страны, для молодежи, военных. Пусть он вдохновляет нас полагать силы на благо Родины, призывая к этому подопечных, учащихся - тех, кто будет открывать новые славные страницы нашей истории", - завершил владыка приветственное слово.

ИА "Вода живая",
04.09.24


Санкт-Петербургское епархиальное управление

191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. реки Монастырки, д. 1

Упоминания в новостях

Все новости