Митрополит Варсонофий выступил на заседании II Всероссийского форума ВРНС

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий выступил на пленарном заседании II Всероссийского форума Всемирного русского народного собора (ВРНС), состоявшемся 18 октября в Мариинском дворце.
Митрополит Варсонофий выступил на заседании II Всероссийского форума ВРНС

В заседании, которое открыл председатель Заксобрания Александр Бельский, приняли участие вице-губернатор Борис Пиотровский, депутаты Госдумы и петербургского парламента, руководители региональных органов власти, представители федеральных ведомств, духовенства, общественных объединений, деятели науки и культуры.

В зале присутствовали епископы Кронштадтский Вениамин, Петергофский Силуан, протоиереи Александр Пелин и Вадим Буренин.

3qb41c8c22bylwdgylxtadctxeyf33hb.jpg

Обращаясь к аудитории, митрополит Варсонофий напомнил, что год назад в Мариинском дворце был начат большой и сложный разговор о том, какой должна быть идеология для современной России и, продолжая тему, предложил поговорить о процессе формирования этой идеи.


"Понятие "Русь Святая" было не просто равнением на идеал святости, но гораздо больше - конечной целью для русского человека, - сказал владыка. - Этот идеал он мог увидеть нигде больше, как только в Евангелии. На смену языческим принципам приходят заповеди блаженства. Лучшими людьми начинают считаться святые: преподобные и праведные, мученики и святители, юродивые и благоверные князья - не успешные и богатые, не хитрые и изворотливые, а совестливые, кроткие, верные, сильные духом. В этой христианской парадигме формируется лицо русского человека. Отсюда и наше мировоззрение, и культура, и традиции, и семейные ценности, и наш русский самобытный характер. Крещение Руси положило начало становлению самоидентичности русского народа, обретению и проявлению его национальных черт, зарождению национальной идеи".

"Далее на Руси зарождается традиция просвещения, заложенная "русскими письменами" святых Кирилла и Мефодия, со своим изобразительным языком, книгами, красивым богослужением, - продолжил архипастырь. - Идеалом святости для народов большой Руси было бескорыстное и жертвенное служение Богу, Родине и людям. Такой человек наделялся чертами героя, о нем помнили, слагали легенды и песни, если был в лике святых, писали богослужебные тексты. Обратимся к дням сегодняшним. Не уделяя большого внимания западным странам и критике их правительств, посмотрим с точки зрения Евангелия на состояние нравственности в нашей стране. Многие ли из нас могут сказать, что борются со страстями, исполняют Заповеди Божии, живут добродетельной жизнью? Мы хотим возрождения идеалов Руси Святой и при этом совершаем грехи, которые в православной аскетике именуются смертными, мало заботимся о своих семьях и ближних, не исполняем должным образом обязательства по отношению к Родине. Мы видим глубину нравственного падения, потерю образа Божия людьми, моду на суррогат и пошлость, пропаганду греховного образа жизни - яркие признаки воздействия либеральной западной идеологии".

"Предпринимаемых усилий здоровых сил общества, в том числе Церкви, недостаточно, молодежь, к сожалению, во многом остается заложницей этого либерального деструктивного мировоззрения, - отметил правящий архиерей. - Необходимо менять сложившееся у нее видение мира, искусственно созданную с помощью современных технологий красивую картинку, говорящую о вседозволенности как проявлении свободы, успехе любой ценой, эгоцентризме. Важно показывать, что стоит за этим фасадом. Новое поколение хотят лишить мира в душе, способности критически мыслить, искренне любить. Хотят лишить подлинных чувств, сделать бездушными, несчастными и одинокими. А главное, лишают веры во Христа, без которого мир достигает предельной горечи".

"Несоблюдение Закона Божия приводит к негативным последствиям в жизни общества: наружу выходят низменные инстинкты, присущие человеческой природе со времен Адама и Евы, по слову Священного Писания. И мы в России, пожалуй, как никто другой, пройдя через горнило революционных потрясений, имеем подобный болезненный исторический опыт. Особенно это касается Церкви. В этом горьком опыте нет и не может быть русской идеи. В нем есть только смерть души, а подчас - и тела! Русский народ отверг этот путь. В этом высоком собрании мы свидетельствуем - путь богоборчества, безнравственности - не наш путь. Имея богатый опыт "проигранных сражений", падений, покаяния, осмысления и восстания, как град Китеж восстает из воды, мы должны поделиться нашей национальной идеей с другими народами. Русская идея должна строиться на действенном и воплощенном в жизни Евангелии, иначе мы теряем фундаментальную часть мировоззрения. Идея Святой Руси стоит на крепком основании - Христе, на вере "в жизнь будущего века". Временное измерение русской идеи - вечность. Единица измерения в этой системе координат - союз совестливых и христоцентричных людей, объединённых с единомышленниками союзом любви и свободы, достоинства и справедливости. Считаю, что только возвращение к этим базовым принципам образует корневую систему правильного мировоззрения, на котором только и можно построить суверенную национальную идею России", - завершил слово митрополит Варсонофий.
7qt9c2qfd9ly0pkczfpdfo61z94acuq0.jpg

Всемирный русский народный собор - крупнейший общественный форум в России, он был основан в 1993 году под эгидой Русской Православной Церкви. В 2021 году в Санкт-Петербурге было создано его региональное отделение, председателем которого стал митрополит Варсонофий. Спикер Заксобрания Александр Бельский является одним из сопредседателей.

Фото пресс-службы Заксобрания 
ИА "Вода живая",
18.10.24