"Приближаться к Богу"

Митрополит Варсонофий совершил чин прощения в Казанском соборе
В канун седмицы 1-й Великого поста, 2 марта,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за вечерней с чином прощения в  Казанском кафедральном соборе.

С Его Высокопреосвященством молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клирики собора и другие священнослужители.

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.

По отпусте правящий архиерей прочитал молитвы на начало Святой Четыредесятницы.

Был совершен чин прощения, за которым владыка и духовенство испросили друг у друга и у верующих прощения.


"Этой молитвой мы вступаем в святые дни Великого поста, - сказал владыка в проповеди. - Это время приобретения навыка жизни с Богом, со святыми. Мы привыкли жить по-другому. Нам диавол с младенчества внушает навыки греха. А что такое грех? Это когда мы заменяем Божественное на бесовское. Диавол это делает потому, что навыки греха нужны в аду. А мы попробуем хотя бы эти сорок восемь дней жить в раю. Мы же все хотим в жизнь вечную, с Богом. Попытайтесь с утра начать жить достойным этого человеком. Будут испытания и искушения от лукавого. Например, придет знакомый или знакомая и станет спрашивать: "Как здоровье, как дела?" Обычно все начинается с простого и как бы невинного разговора, потом он переходит на третье лицо, которое не присутствует, и начинается его осуждение. Что происходит в душе? Мы незаметно подменили благодать на копание в чужих грехах. И благодать нас покинула. Вот как нужно внимательно относиться к себе".

"В Великий пост надо покинуть прельщающий нас греховный мир, - продолжил архипастырь. - Но прямо скажу: этот мир скучный. Грехолюбцы пытаются как-то его украсить - музыкой, развлечениями, но на самом деле он скучен, в нем душа, ничем не питаясь, постепенно умирает. Потому что она имеет жизнь только от одного источника - Бога. Мы все стремимся в рай, где жили наши прародители Адам и Ева. Мы сегодня вспоминаем их изгнание из рая. Как там было хорошо жить с Богом! Они с Ним жили, как дети с отцом, не знали болезней, скорбей, все животные им подчинялись, была гармония с природой. Но протянув руку к запретному плоду, оба вынуждены были покинуть рай. И теперь рай будет другой. Как Господь говорил, в Царстве Небесном уже никто не женится и не выходит замуж. Кто здесь успел жениться или выйти замуж, таким и пойдет в рай, кто не успел - таким и пойдет. Там будет многоплановая жизнь - у каждого своя. Но Господь сказал, что все будут жить как ангелы. Там не будет, как на земле, не будет такой рай, о котором мы читаем на первых страницах Библии".

"Почему мы так падки на греховное, плотское? Господь дает нам такое достояние, вечную жизнь, стоит ли менять это на несколько мгновений или лет греховной жизни? Если постом и будут искушения, а они будут, попробуйте день, два, три ни с кем не говорить, читайте Иисусову молитву. Кто-то подойдет, что-то спросит - тут важно не сорваться сразу, а читать молитву, отвечать смиренно, кротко, сохраняя в душе мир. А если и делать замечания, то аккуратно, чтобы никого не обидеть и не оскорбить. Попытаемся жить так, как в раю живут ангелы и святые - мирно, радостно - и увидим, чего стоим. Увидим, что мы больны душой. Господь пришел, исцелил природу человека, дал нам вкушать себя, пострадавшего на Кресте, потому что сами мы не спасемся, только приобщаясь Тела и Крови Христовых. Иначе не победить грех. Постарайтесь бороться с ним - и увидите, что с вами будет на первый день, второй, третий четвертый. Слава Богу, если получится хотя бы неделю продержаться. А дальше надо идти на исповедь, каяться в том, что не получилось. Надо больше молиться - это даёт благодать, приближает к Богу. Если бы каждый Великий пост мы хотя бы на шаг приближались к Богу, были бы другими людьми. Но мы делаем шаг вперед, два назад. Только поднялись - тут же спустились. А нужно постепенно идти вверх по лестнице смирения. Чем больше будет в нас смирения, тем ближе мы будем к Богу, тем больше будет благодати, помогающей одолевать трудности. Поздравляю вас с Великим постом и, как положено, прошу прощения за себя, свое духовенство, может, мы что-то не так сделали, согрешили перед вами словом, делом, помышлением. Простите нас и мы вас прощаем! Бог простит и помилует нас!" - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора. 

Последнее воскресенье перед Великим постом именуется Неделей сыропустной: в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. За Божественной литургией читается евангельский отрывок из Нагорной проповеди о прощении обид ближним, без чего нельзя получить прощение грехов от Отца Небесного, о посте и собирании небесных сокровищ. Сообразно с евангельским чтением у христиан есть благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид, принимать все меры к примирению с враждующими. 

ИА "Вода живая",
02.03.25

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости