Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Богоявления на Гутуевском острове

В праздник Крещения Господня, 19 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Богоявления на Гутуевском острове.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа, настоятель храма протоиерей Павел Феер с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков, протоиерей Геннадий Бартов, архимандрит Сергий (Сичковский) из Иерусалима.

По окончании богослужения был совершен чин великого освящения воды, затем владыка поздравил настоятеля, клир и прихожан с престольным праздником.

"Шел 779 год от основания Рима, в нем правил император Тиверий, - начал свою проповедь владыка. - В Палестину, в Иерусалим был назначен Понтий Пилат, негласный правитель, потому что в то время Иудея потеряла самостоятельность, подпала под власть Рима. В то время Господь призвал ангела пустыни, святого Иоанна Предтечу, выйти с миссией - уготовить путь грядущему Мессии. Иоанн Предтеча вышел на Иордан и стал проповедовать, что надо каяться, потому что время Мессии пришло. В то время в обществе иудейском царила атмосфера ожидания. Когда Предтеча вышел на проповедь, многие подумали, что он и есть Мессия. Но он сказал: "Нет, Мессия идет за мной, я недостоин развязать ремень Его обуви". То есть человек не может быть даже слугой Богу, такая пропасть между ними. "Он идет после меня, я крещу вас крещением покаяния, а Он будет крестить вас Духом Святым", - говорил Предтеча. Иоанн Предтеча обличал фарисеев и саддукеев, которые приходили посмотреть на него, необычного человека в верблюжьей одежде - так уже никто в то время не ходил, кроме отшельников, - и послушать его. Он обличал их, называл порождениями ехидны. "Вы считаете, что вы дети Авраама - и всё, пойдете в Царство Небесное? Бог может из этих камней сделать себе детей, а вы, если не станете пшеницей Божией, будете в огне гореть, как плевелы". Такими речами Иоанн Предтеча готовил людей к пришествию Христа. Он обличал даже царскую семью, которая вела распутную жизнь: царь Ирод, как мы знаем, взял в жены жену своего брата Филиппа. Иоанн Предтеча, конечно, не мог обойти вниманием этот случай, поскольку от царя многое зависит: его поведение должно быть примером, а если царь развратничает, почему народу нельзя развратничать? Обличение царя еще больше сгустило тучи над головой Иоанна Предтечи. Казалось, его миссия заканчивается, скоро он будет арестован, а Христос все не приходил. Господь в это время был в Назарете, постепенно возрастал по человечеству в доме Иосифа и Своей Матери Марии. Нам трудно сказать, как проходила жизнь Христа до тридцати лет, поскольку евангелисты писали о том, чему сами были свидетелями. А в Назарете их не было, и они ничего не написали. Мы знаем только, как Он в двенадцать лет ходил в храм и сказал родителям: "Мне подобает быть в том, что принадлежит Отцу Моему". То есть Он и тогда осознавал Себя Сыном Божиим. И вот, когда пришло время, ничто не могло остановить Пришествие Мессии, никакие политические обстоятельства. Мессия пришел на Иордан в одежде плотника, в общей толпе, и мы слышали в сегодняшнем Евангелии, какой разговор произошел между Ним и Иоанном Предтечей. Иоанн Предтеча был последним пророком Ветхого Завета, он пришел, чтобы засвидетельствовать перед всем миром, что Иисус Христос есть Мессия, другого ждать не надо, это будет антихрист. Много приходило людей, которые называли себя Мессией, они приходили и будут приходить, но Иоанн Предтеча от имени Бога сказал: "Вот Он, я слышал голос Отца Небесного, Который сказал: "Се Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение", и видел Духа Святаго, Который сошел в виде голубя на Иисуса Христа. Когда Господь крестился, Он сразу удалился в то место, которое сейчас называется гора Искушения, это недалеко от Иерихона, где провел сорок дней, готовя Себя к высокому служению Спасителя мира. А потом Он снова вернулся к Иоанну Предтече на Иордан, и Иоанн Предтеча снова сказал: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи всего мира". И ученики Иоанновы Андрей и Иоанн пошли за Христом, поверив своему учителю, что, действительно, вот Он - Мессия. Господь взял учеников Иоанна Предтечи, а вскоре Иоанн был арестован, и дальнейшая его судьба нам известна".

Правящий архиерей подчеркнул, что в этот день все должны вспомнить о том, что некогда были крещены - кто в младенчестве, кто во взрослом возрасте.

"Мы обещали быть верными Богу, отрицались сатаны, сочетались с Христом - а как исполняем свои обеты?  Скоро начнутся подготовительные недели к Великому посту, и мы должны задуматься, как живем и в чем нам каяться. Но сегодня мы говорим не только о покаянии, но и о празднике. Сегодня благодать сошла на всю землю, на воды, освятила эти воды, чтобы мы почувствовали милость Божию. Господь о нас заботится, дает силы, благодать, поддержку, чтобы мы боролись с грехами, исполняли волю Его", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

В ответном слове протоиерей Павел Феер поблагодарил владыку за совместную молитву, а затем преподнес ему образ преподобного Никандра Городноезерского с частичкой мощей.

Митрополит Варсонофий отметил архиерейскими грамотами благотворителей храма.

Храм был построен по проекту Василия Косякова в 1897 году в память о чудесном спасении цесаревича Николая Александровича при покушении на него японца-фанатика в городе Отсу 12 мая 1891 года. Главный престол был освящен 12 мая 1899 года при участии святого Иоанна Кронштадтского. В советское время храм не действовал. В 1992 году вновь был освящен иерейским чином. Памятник архитектуры восстанавливается.

ИА "Вода живая",
19.01.15