"Жить в миру, где много неправды, по правде - это уже подвиг"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святого Андрея Критского в Сергиево
В канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, 28 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме преподобномученика Андрея Критского в поселке Сергиево.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Красносельского округа настоятель протоиерей Валерий Швецов с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков, игумен Фома (Василенко).

Среди молящихся были сестры Покровской богадельни при храме, глава Красносельского района Евгений Никольский.

Митрополит Варсонофий поздравил клириков и прихожан храма с праздником Торжества Православия и обратился к ним с архипастырским словом.

"Мы завершили первую седмицу Великого поста и можем подвести кое-какие итоги. Мы говели, ходили в эти дни в храм, слушали канон преподобного Андрея Критского, усердно молились и поняли, что можем вести духовную жизнь, совершать подвиги. И не так много для этого надо! Мы знаем из Библии, как Господь сотворил человека от праха земного и вдунул в него дыхание жизни. Человек состоит из двух природ: физической, которая принадлежит животному миру, и духовной. Животные живут по своему закону - в двухмерном мире. Они знают только две вещи - питание и размножение. Они не думают о Небе, а человек создан для Неба. Когда он уподобляется животному, спускается до его уровня, он не решает задачу, ради которой Господь его создал - стать образом и подобием Божиим", - сказал архипастырь.

Затем он затронул тему невоздержания в повседневной жизни: "Мы, как люди телесные, нуждаемся в пище, одежде, жилище. Но пища для нас - это не просто еда, которая удовлетворяет наши потребности, мы часто превращаем еду в наслаждение. Мы любим принимать гостей, вкусно готовить, ставить хорошее вино. Мы не просто заботимся об организме, чтобы не умереть, а стараемся еще его утешить и развлечь, тратя на это много времени и сил. Так же и с жилищем - мы хотим, чтобы у нас были дворцы многокомнатные, много ванн было... Что только человек может придумать! Так же и с одеждой - можно просто одеваться, а мы хотим одеваться у лучших модельеров мира. Где граница? У каждого своя потребность, но ведь немного надо для человека. Сколько вещей у нас в домах, посмотрите - столько барахла, некуда девать. Самое удивительное, что мы ничего из этого с собой не возьмем, душа разве возьмет с собой это на Небо? Нет. Мы с собой должны взять то, что Бог повелит".

Правящий архиерей призвал верующих не откладывать на потом заботы о вечном спасении: "Господь сказал - не собирайте себе сокровище на земле, здесь тля, здесь воры подкапывают, а собирайте сокровище на небе, где нет ни воров, ни тли. И мы должны собирать сокровище на Небе. А какое сокровище? Это любовь, милосердие, терпение, воздержание. Все духовное светится, как алмаз, от Божественного Света. И вот это пойдет на Небо, все остальное останется на земле. Первый урок - запомнить, что не нужно гнаться за вещами, которые мы не возьмем на Небо, и стараться за ними не гнаться, ведь все это пустое. Как только мы приобрели вещь, она оказывается нам не нужна, лежит на полочке - и все. Второе, что нужно - возвратиться к Богу. Мы своими грехами, своей волей ушли от Бога. А все мы уйдем в землю, Господь сказал - "прах ты и в прах возвратишься". Мы должны прийти к Богу еще до того, как наше тело ляжет в землю. Потом уже поздно приходить - если мы Бога не знаем, не живем здесь по Его воле, что толку идти к Нему потом, когда мы умрем? Там уже душа никуда не дотянет, ее на первом мытарстве снимут", - отметил владыка.

Затем он поделился рассуждениями о том, какими путями грех попадает в душу: "Мы должны заниматься воздержанием - хотя бы языка своего. Ведь язык - это дверь в душу. Мы столько много всего говорим, и часто о пустом. Хоть бы о деле говорили! Целыми вечерами можем говорить, смотреть телевизор - все одно и то же. Целый год можем говорить, говорить и говорить... И вот такой язык, что, он отворяет "дверь"? Все, что у нас есть благодатного, выходит. Как зимой, когда дверь отворишь, все теплое выходит, а холод заходит. Холод бесовский в нашу душу заходит, а тепло благодати отходит... Церковь поет каждую неделю: "Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих". Вот эту дверь ограждения и надо положить за языком".

"Последите за нашими мыслями, где они рождаются? В голове, - продолжил владыка. - А для чего мы голову носим? Она не для того, чтобы надевать митру, клобук, шапку или платок, а для того, чтобы в ней рождались правильные мысли. Правильные мысли - те, которые согласуются с волей Божией. А сколько у нас в голове рождается всяких мыслей? Если пришла мысль, надо обязательно посмотреть, откуда она, надо трезвиться и быть на страже. Если мысль плохая, то надо даже ей не интересоваться, а сразу произносить Иисусову молитву, и мысль отойдет. А у нас столько мыслей, столько пустых мечтаний! Они всегда не воплощаются в жизнь, но сколько мы можем мечтать! Поэтому надо заняться своими мыслями, как-то их оградить и отсекать в сочетании с волей Божией. Если воля Божия есть, мысль обязательно воплотится, а если воли Божией нет, то лучше не воплощать. Пришла она - и ушла".

Затем митрополит Варсонофий обратился к теме влияния чувств на личное благочестие: "Надо посмотреть на свое сердце - какие чувства в нем есть? Есть ли там место для Бога? Или там для Бога совсем ничего не остается? Чем только наше сердце не занято, кто к нам только не вселился - приходят и вселяются все, и к кому только мы не привязаны. Как рабы, привязанные, не можем никуда пойти по духовной тропе. Поэтому нужно посмотреть, что в сердце творится - надо очищать сердце, чтобы там нашлось место для Бога. И Господу от нас ничего не нужно, как только сердце. Так вот, надо смотреть за языком своим, за мыслями, за сердцем, но неплохо бы еще смотреть за своей совестью. Какая у нас совесть? Пропитая? Спящая? Сожженная? Совесть должна быть нормальной. Совесть - это как будильник для нас. Она должна будить нас - если мы спим и совесть спит, мы никогда не проснемся. Совесть всегда должна бодрствовать, обличать, подсказывать, помогать, если мы не так живем".

Рассуждая о кресте христиан в современно мире, владыка сказал: "Мы идем по крестному пути за Христом. Христос нес крест, Христос остался на кресте. Так вот, мы тоже несем крест, внешний крест - когда постимся, молимся, в храм ходим, поклоны делаем. Это и называется - нести крест. А распяться на кресте - это уже другое, потяжелее. Еще апостол Павел говорил, что христиане - это те, кто распяли плоть "со страстьми и похотьми". Так вот, распять себя - значит как раз распять свой язык, свои мысли, чувства и совесть. Мы должны, пройдя этот пост, распять себя, и тогда станем на путь святости. Жить в миру, где много неправды, и жить по правде - это уже подвиг. Этот маленький подвиг мы должны совершать. Если будем совершать его, то наше сердце обязательно возрадуется о Бозе, Спасе нашем, как говорила Пресвятая Богородица. Пускай возрадуется наше сердце в конце поста, когда мы увидим воскресшего Господа. Всех вас с постом! Желаю помощи Божией в ваших дальнейших трудах и заботах о вечном спасении", - заключил митрополит Варсонофий.

Храм преподобномученика Андрея Критского был построен как домовая церковь в помещении благотворительного Общества ревнителей веры и милосердия по проекту Митрофана Долгополова и освящен в 1903 году. В советское время был закрыт. В 1994 году возвращен верующим. Первое богослужение в переданном храме совершилось на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1995 года. 

ИА "Вода живая",
28.02.15