Митрополит Варсонофий: владыка Иоанн по духовному складу мне близок

Источник: ruskline.ru
9 октября исполняется 90 лет со дня рождения приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). В связи с этой годовщиной "Русская народная линия" осуществляет проект "Владыка Иоанн: каким он был..." В его рамках публикуются воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, знавших владыку. Воспоминаниями о владыке делится митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков):
Митрополит Варсонофий: владыка Иоанн по духовному складу мне близок

С митрополитом Иоанном я познакомился в Пюхтицком монастыре, будучи студентом Московской духовной академии и насельником Троице-Сергиевой лавры. Я проводил в обители летние каникулы, когда прибыл владыка со своей многочисленной командой. Помню, мы вместе служили в Успенском соборе. Он произнес прекрасную проповедь сестрам на трапезе, учил монашеским добродетелям: смирению, послушанию и молитве. Все слушали его, как старца, затаив дыхание. Каждое слово владыки ложилось на сердца монашествующих.

Затем мы поехали с владыкой Иоанном, матушками Варварой и Георгией на Финский залив. Гуляли, собирали камни на берегу. Вдруг нас остановили пограничники и приказали: всем лечь на землю! Оказывается, мы зашли не в ту зону. Владыка, конечно, не лег, а матушки-игумении стали недоумевать: почему мы должны ложиться на землю? Разве мы что-то нарушали? "Нарушили, - последовал ответ, - вы очень долго пребываете в приграничной зоне. Кто вы?" Стали разбираться... Вот такой у нас произошел казус.

По окончании академии я прибыл в Пензу. У меня стало больше контактов с владыкой. Мы ездили к нему в Димитровград. Я в первый раз увидел, как освящают новый, возведенный уже в перестроечное время храм.

Затем владыка Иоанн с большой делегацией приезжал к нам в Пензу на празднование 1000-летия Крещения Руси. Во время его приездов владыка Серафим поручал мне за ним ухаживать и опекать его. Я сопровождал его до границы Кузнецкого района, где он был у меня в гостях. Неоднократно бывал и у него в Самаре, вместе ходили на рыбалку. Заставал его за работой в мастерской - он столярничал и делал какие-то произведения искусства, мастерил шкафы. Много раз мы вместе с ним служили.

Дальше - больше. Когда митрополита Иоанна назначили в Санкт-Петербург (тогда -Ленинград), он стал упрашивать Святейшего Патриарха Алексия и владыку Серафима разрешить взять меня викарным епископом. Владыка Серафим, конечно, меня не отпускал. Видимо, в этом был промысел Божий, ибо через некоторое время меня назначили архиереем в Саранск.

Мы с ним продолжали общаться, он мне подарил свою книгу с проповедями. Я часто ее использую в своих проповедях. Владыка Иоанн по духовному складу мне очень близок.

Воспринимаю митрополита Иоанна как духовного наставника. Помню его духовный лик, его слово, спокойный и тихий голос. Он всегда говорил аргументированно со ссылками на святых отцов, старался держаться церковных преданий и Священного Писания.

Помню его старцем, который имел Дух Божий, потому что всегда говорил спокойно, вдохновенно, четко и понятно объяснял, с чем мы должны бороться - со страстями и грехами. Он уделял больше внимания внутренней жизни, сам прошел через большие испытания, поэтому понимал, что Господь попускает скорби для нашего очищения. Мы должны исправляться, духовно совершенствоваться и расти, преодолевая искушения.

В Санкт-Петербурге я должен продолжать дело своих предшественников - заботиться о спасении моей паствы. Владыка Иоанн, не покладая рук, служил, молился и делал все возможное, и я должен продолжать его дело. Потому что мы с ним потом встретимся на небе и он спросит: "Что ты сделал после меня? Не разрушил ли мое дело?" - "Нет, - отвечу я, - продолжал ваше служение". Нам будет о чем поговорить...

Владыка Иоанн был для меня светлым человеком. Владыка Серафим был более горячим и резким, а митрополит Иоанн - всегда спокойным. Я никогда не видел его в раздраженном состоянии духа. Редко он делал маленькие замечания, всегда был уравновешенным человеком. Считал и считаю его духовным человеком.

Почему его не любит либеральная интеллигенция? Я знаю владыку Иоанна только с духовной стороны, не знал его как политического деятеля и не следил за его выступлениями на эту тему. Так получалось, что мы разговаривали только на духовные темы. Часто приходилось видеть его на Соборах, слушать, как он говорил, но не на политические темы. Какие-то статьи он подписывал, газеты какие-то выпускали, но я не знаю, он ли писал или от его имени писали. Мне это не известно. Я знаю его как пастыря.

ИА "Вода живая" - Русская народная линия,
03.10.17