Мастер-класс епархиального фотографа Андрея Петрова прошел в Феодоровском соборе

В просветительском центре Феодоровского собора 9 ноября состоялся мастер-класс штатного фотографа епархиального информационного отдела (ИА "Вода живая") Андрея Петрова. Он рассказал об основах репортажной фотосъемки и специфике работы фотографа в церковной организации (епархиальном отделе, приходе, НКО). Мастер-класс прошел в рамках проекта "Цифра помогает букве".

Слушатели задавали множество вопросов, Андрей охотно давал советы и полезные рекомендации, подробно разъяснял все сложные моменты, возникающие в ходе работы фотографа, а также продемонстрировал успешные примеры из практики.

Со вступительным словом к собравшимся обратился клирик собора иерей Алексий Волчков: "Наша встреча посвящена одному очень важному вопросу: как использовать современные технологии и инструменты на службе благому делу. Служить Церкви, нашим приходам, детям в школах, подопечным в НКО на новом уровне поможет наше начинание "Цифра помогает букве". В ходе этого начинания мы занимается освоением технологий для гуманитарных целей. У нас уже прошел курс, посвященный созданию сайта (CMS WordPress), включающий в себя пять занятий для сотрудников школ, приходов и НКО. Сегодняшняя встреча предназначена для более широкого круга людей - прихожан и посетителей нашей культурного центра, и мы будем рассматривать не сайты, а то, что их наполняет, а именно - самый лакомый и ценный вид контента: фотографии. Фоторепортажи и видеоролики всегда украшают и обогащают словесный контент. Мы проведем две встречи: сегодня поговорим о фото, а в пятницу - о видео. Сегодня для вас выступит епархиальный фотограф Андрей Петров, которого отличает светлый, мажорный подход к изображению окружающего мира".

"Поскольку "фотография" в переводе с греческого означает "светопись", мы должны понимать, что наш основной инструмент - это свет. С его помощью мы "пишем" наши картины. Но без техники мы ничего писать не можем", - начал Андрей.   

Андрей Петров подробно рассказал о видах аппаратуры, влиянии фокусного расстояния на передачу перспективы на примере широкоугольных, нормальных и длиннофокусных объективов, о влиянии выдержки на композицию и многих других параметрах. Он выделили три параметра, которые нужно выстраивать с технической точки зрения: светочувствительность, выдержка и диафрагма. "Экспозиция должна отвечать задачам, которые перед нами стоят. Знание технических особенностей позволяет добиваться нужного результата. Любой репортаж - это рассказ о тех событиях, которые вы посетили, для тех, кто там не был. Чтобы сделать этот рассказ интересным, надо знать определенные приемы правильного построения кадра. Самое известное из них, которое позволяет сделать картинку визуально более интересной, - точки золотого сечения. Композиция выстроена правильно, если зрителю интересно рассматривать детали, когда его взгляд блуждает внутри снимка", - сказал он.

Андрей также рассказал о том, как получить правильный баланс белого и идеальную передачу цвета, слушатели узнали о разных приемах в фотографии и преимуществах разных форматов записи, о принципах кадрирования, редактирования снимков и их каталогизации. Фотограф призвал не размещать чрезмерно большое количество фотографий на сайтах приходов, а выбрать среди всех лучшие и из них разместить на сайте от 5 до 15 фотографий.

"Фоторепортаж должен отвечать на несколько вопросов: где происходило мероприятие, что происходило и кто был главным действующим лицом, - отметил Андрей. - То есть, во-первых, должна быть географическая привязка к месту, во-вторых, показано количество людей, в-третьих, выделено главное действующее лицо. Важно показать других частников мероприятия, например, заинтересованных слушателей, а также момент обсуждения, дискуссии. Если фотосъемка ведется в храме, то нужно снять клир. И, конечно, разбавить репортаж интересными деталями".

Особое внимание в своем выступлении Андрей уделил вопросам этики: "По умолчанию всех, кто находится в общественном месте, снимать можно. Если, конечно, кто-то персонально не просит вас не делать этого. Дети очень оживляют любой репортаж, но важно получить согласие родителей на их съемку. Фотографу следует приходить на мероприятия заранее, чтобы найти определенные точки съемки, получить у настоятеля благословение на съемку. Лучше фотографировать людей открыто, а не тайком: люди привыкают и в какой-то момент перестают обращать на вас внимание, воспринимают как фон. Есть люди с очень подвижной мимикой, их сложно снимать, но нужно постараться найти удачный ракурс, не стесняться делать дубли, чтобы в итоге поймать кадр, в котором человек выглядит хорошо".

Андрей Петров указал на моменты, в которые неэтично фотографировать людей, - это Причастие, Крещение и другие Таинства, моменты, когда верующие прикладываются к иконам или мощам святых. "Это сокровенные моменты в жизни человека, его встречи с Господом. Допустимо снимать только общие планы. Во время съемки богослужений в алтаре нужно вести себя деликатно, благоговейно, работать беззвучно, стараться не мешать священнослужителям совершать богослужение, а прихожанам храма - участвовать в них", - заключил Андрей. 

Проект "Цифра помогает букве" представляет собой курсы по созданию сайта (CMS WordPress) и основам информационной работы для НКО, школ и приходов епархии. Проектом предусмотрено проведение трех циклов специальной образовательной программы по обучению навыкам создания и поддержки сайтов на бесплатной и общедоступной системе "WordPress". Мероприятия проекта проходят в форме лекций, семинаров и мастер-классов. Организатор проекта - АНО "Культурно-просветительский редакционно-издательский центр "Вода живая", руководитель проекта - заместитель председателя информационного отдела Санкт-Петербургской митрополии иерей Алексий Волчков. Проект осуществляется на средства гранта международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива".

Фото Юлии Чукашкиной
ИА "Вода живая", 
09.11.16