Начал работу семинар "Евангелие и культура"

Первая встреча семинара "Евангелие и культура" прошла 19 октября в библиотеке РХГА. Постоянные ведущие - профессор РХГА Марина Михайлова и председатель епархиального миссионерского отдела иерей Николай Святченко. Помимо студентов, находящихся в аудитории, в семинаре участвовали зрители видеотрансляции в группе "ВКонтакте", которые также могли задавать вопросы.
Начал работу семинар "Евангелие и культура"

"Хотелось бы, чтобы мы прочитали Евангелие от первой главы Матфея до двадцать первой - Иоанна", - сказала Марина Михайлова. - Задача семинара - показать христианскую суть западноевропейской культуры, научить слушателей видеть отголоски христианства в разных ее проявлениях. Ведущая процитировала известное высказывание Александра Пушкина: "Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни одиного выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, - и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие".

Обычно к Евангелию относятся как к тексту, где написано, что можно, что нельзя, а поэт говорит о "божественном красноречии", то есть утверждает, что это - прекраснейшее чтение. Евангелие укоренилось в культуре, потому что это хороший текст, содержащий нечто касающееся каждого. Есть разные способы чтения Евангелия. Можно расшифровывать его, смотреть с научной точки зрения. Но это книга вызывает отклик, обращена к живому человеку, и на семинаре особое внимание будет уделено именно этому отклику.

"Пушкин выражает не только мнение интеллигенции XIX века, но и настроение всей русской души, - дополнил отец Николай. - Его жизненный и духовный путь представляет весьма пеструю картину. В молодости он был увлечен Байроном, романтизмом, модными течениями в культуре Франции, затем мы видим эволюцию Александра Сергеевича, когда он постепенно проникается мыслью, идеей, что творчество является пророческим даром, который гений. творец обязан осознать и применить как минимум на пользу человеку, а как максимум - во славу Небесного Творца. Конечно, Евангелие является тем фундаментом и базисом, на котором построена в том числе и современная западноевропейская культура, к которой мы имеем прямое отношение. Наш общий код восходит к христианству. Священное Писание, с православной точки зрения, представляет собою часто церковного Предания. Евангелие появилось не одномоментно, Христос, как мы знаем, не написал ни единой строчки, и первоначально Церковь жила исключительно в Духе и Истине, когда Бог действовал непосредственно через людей, когда формировались первые общины, церковная миссия расширялась от границ Палестины, Иудеи и даже до "краев земли", то есть до отдаленных уголков Римской империи. В какой-то момент у Церкви появляется необходимость зафиксировать то, что апостолы слышали в присутствии Иисуса Христа: появляются апостольские послания, потом, к 60-м годам, Евангелия от Марка, Матфея, Луки. Потом появляется Евангелие от Иоанна - оно стоит особняком, поскольку описывает уже то, что происходило в сознании верующих людей в конце I - начале II века. Читая Евангелие, мы обращаем внимание на то, как конкретный апостол, конкретная церковная община, в которой бытовало это Евангелие, воспринимали Христа, какие делали акценты, как относились к разным аспектам физической жизни Христа до Распятия и Воскресения".

Отец Николай отметил, что Христом было сказано все необходимое для человека, но каждая эпоха, каждое поколение людей воспринимает Евангелие по-новому.

Ведущие начали с чтения и размышления об Евангелии от Матфея. Например, говоря о родословии Иисуса Христа, они отметили, что там упоминаются не только мужчины, но и женщины, не только праведники, но и грешники, не только иудеи, но и иноплеменники, и этим подчеркивается, что Христос пришел в мир ради всего человечества. Отец Николай остановился на фигуре Иосифа Обручника, человека, который принял свое послушание - не иметь обычной семьи, а хранить и оберегать Младенца и Его Мать. Марина Михайлова обратила внимание на то, что внешне это была обычная счастливая семья: Сын Божий живет среди людей в покое и счастье и до времени никак не обнаруживает Своей божественности.

В течении двух часов была подробно рассмотрена первая глава первого Евангелия. В завершение семинара студенты, присутствовавшие в аудитории, поделились своими впечатлениями и мыслями.

ИА "Вода живая",
19.10.20


Русская христианская гуманитарная академия

191023, Санкт-Петербург, Наб. реки Фонтанки, 15

Упоминания в новостях

Все новости