Прошла дискуссия о блокаде и исторической памяти

Заместитель председателя ОВЦО протоиерей Вадим Буренин выступил 24 сентября на встрече, посвященной обсуждению образа блокадного Ленинграда в исторической памяти. Она прошла в рамках III Международного исторического форума "Изучение истории Отечества. Современное состояние, новые подходы и методология" в Институте истории обороны и блокады Ленинграда.
Прошла дискуссия о блокаде и исторической памяти

Шла дискуссия о сохранении исторической памяти о блокаде Ленинграда, о способах ее репрезентации в культуре, роли в формировании гражданской идентичности, о влиянии современных политических процессов на формирование представлений о блокаде, проблемах преподавания истории, сохранения и изучения блокадного наследия.

Доклад отца Вадима был посвящен роли православного духовенства в жизни осажденного города. Прежде всего священники молились о победе. Их молитва перекликалась с возносимой в храмах при нашествии Наполеона в 1812 году.

Служение не прекращалось даже в самые тяжелые дни блокады. Литургия совершалась ежедневно, во время бомбежек и артобстрелов. Средний возраст духовенства на момент начала блокады составлял 60 лет, и, как все горожане, клирики были истощены голодом и измучены холодом. Однако они продолжали выполнять служение, хотя и духовно, и физически нагрузка увеличилась неимоверно. По свидетельству участника Нюрнбергского процесса протоиерея Николая Ломакина, невозможно было внести в храм всех привезенных для погребения, ежедневно их были сотни. Священники отпевали усопших, утешали родственников.

Среди ужасов и страданий голодного и постоянно подвергающегося обстрелам города они поддерживали дух прихожан, вселяли в них веру и надежду, помогали сохранить человеческий облик и не дать угаснуть любви. Для многих именно три главные христианские добродетели - вера, надежда, любовь - стали спасением от повреждения души и рассудка.

"Духовенство организовало сбор денежной помощи для фронта. Прихожане отзывались на призыв пастырей. Благодаря этому отношение власти к духовенству менялось. Его перестали называть "социально опасным элементом", а в 1943 году двенадцать священнослужителей были награждены медалями "За оборону Ленинграда". На какое-то время атеистическая власть признала заслуги Церкви и перестала открыто ее преследовать", - заключил докладчик.

О взаимоотношениях Церкви и государства во время блокады также рассказал религиовед и историк Сергей Фирсов. На основе статистических данных и архивных документов он подробно осветил вопрос сбора пожертвований в храмах для помощи фронту. С 1918 года для Церкви существовал официальный запрет на благотворительную деятельность, она не была юридическим лицом. Однако имела счет, через который перечисляла деньги в благотворительные фонды, сама осуществляла благотворительную помощь.

Преподаватели РГПУ Татьяна Фруменкова и Людмила Рогушина поделились наблюдениями о том, как студенты вуза относятся к блокаде, отметили важность обсуждения процесса формирования исторической памяти, которая часто является предметом политических и идеологических манипуляций. Историческая память должна помочь молодежи выстроить нравственную парадигму, верно оценить происходящее в мире.

ИА "Вода живая",
24.09.24