Научно-практическая конференция "Религиозные нарративы патриотизма и патриотического служения" прошла 23 мая в Доме дружбы Ленобласти.

И.о. директора института истории и социальных наук, заведующий кафедрой истории религий и теологии РГПУ имени Герцена Александр Прилуцкий посвятил свой доклад патриотической тематике в трудах митрополита Антония (Храповицкого).
Митрополит Антоний - выдающийся иерарх Русской Православной церкви конца XIX - первой половины XX столетия, личность во многом оболганная. Кто-то пытается обвинить его в излишнем церковном либерализме, кто-то, напротив, считает его жутким ретроградом. Однако изучение его трудов показывает, что он всегда занимал серединный путь, не примыкая к какой-либо оппозиции и не входя в какие-либо политические лагеря. В статье "Что значит быть русским националистом?", опубликованной в 1914 году, митрополит Антоний отмечал особенность русского национализма и его отличие от национализма европейского. Патриотизм европейца зиждется на коллективном эгоизме и защите материальных интересов, он уже отказался от своей христианской миссии. В России же, напротив, национализм основан на самопожертвовании, служении Родине как святыне. Россия понимается русским националистом, как сосуд, хранящий и оберегающей главные святыни: Православную Церковь и Святую Русь.
Председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин отметил, что отцы Церкви рассматривали патриотизм как нравственный долг христианина, основанный на любви к ближним и исполнении Божиих заповедей.
"Они подчеркивали, что защита Родины - это проявление христианской любви и верности своему народу и Отечеству, - сказал отец Александр. - Например, святитель Иоанн Златоуст говорил о подвиге Давида, который, несмотря на возраст и неопытность, взял на себя защиту народа, вдохновляясь внутренним чувством долга. Святитель Филарет Московский отмечал, что те, кто отдал жизнь за веру, царя и Отечество, достойны мученического венца и церковной памяти. Святитель Василий Великий в 13-м правиле писал, что убиение на брани не считается убийством, оправдывая защитников целомудрия и благочестия, а святитель Григорий Нисский осуждал предательство Родины как тяжкий грех. Русские святые праведный адмирал Феодор Ушаков и страстотерпец царь Николай II также были примерами патриотизма, проявленного через защиту Отечества и жертву ради его блага. Таким образом, патриотизм у святых отцов - это не только любовь к родине, но и готовность защищать ее, воспринимаемая как духовный и нравственный долг, тесно связанный с христианской верой и любовью к ближним".
Профессор кафедры истории религий и теологии Герценовского университета Дмитрий Головушкин остановился на вопросе восточнохристианских основ русского патриотизма. На Западе и на Востоке по-разному ответили на вопрос, как сохранить и не потерять личность, на что опереться человеческому достоинству. В западном Возрождении был применен так называемый тип "нисходящей индивидуализации личности", сущность которого заключалась в том, что Бог как бы "спускался" с небес в человека. Проявления человеческой природы стали рассматриваться как проявления, отражения божественного начала в человеке. Этот тип "индивидуализации" постепенно приобрел гедонистический характер, поскольку "личное" здесь соединилось не просто с "индивидуальным", а с "частным" - отдельным.
Иной тип соединения человека с Богом сложился в восточном христианстве. Отцы Церкви сделали акцент не на возвеличивании земной человеческой природы, а на преодолении ее. Этот путь именуется "восходящей индивидуализацией", так как причастность человека Богу проявляется здесь не в обожествлении своих природных качеств, а, напротив, в способности подняться над их ограниченностью, преодолеть свои земные слабости, зависимость от всего земного и тем развить в себе Божественное начало, уподобиться Богу в добродетели, насколько возможно. Человеческий дух способен при содействии Бога преодолеть эгоизм и самость.
Заместитель председателя комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленобласти Андрей Панов ознакомил собравшихся с деятельностью органов власти и религиозных организаций Ленобласти в области духовного и патриотического служения. Прозвучали доклады, посвященные патриотическому служению Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, мифологизации Великой Отечественной войны в нарративах современных неоязычников. Конференция завершилась оживленной дискуссией.
23.05.25
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Епархиальные отделы