Проблемы инвалидов стали темой дискуссии на выставке "Православная Русь"

В рамках выставки "Православная Русь" журнал "Вода живая" 11 октября организовал "круглый стол" о проблемах инвалидов в Церкви.

Специальные программы по работе с инвалидами есть сейчас во многих приходах Санкт-Петербургской епархии. Но сами инвалиды часто говорят о важности полноценного, на равных, участия в церковной жизни, о создании условий для интеграции в нормальную приходскую деятельность.

Эта важная тема нашла свое отражение на страницах октябрьского номера журнала "Вода живая"

Вел "круглый стол" pr-менеджер журнала "Вода живая" Алексей Гориченский. Участниками разговора стали протоиерей Сергий Чуркин, духовник баскетбольного клуба инвалидов-колясочников "БасКИ", незрячий педагог и поэт Наталья Волкова, социальный работник Юлия Рубцова (храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске), председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерей Николай Брындин

"Я дружу и общаюсь с клубом спортсменов-инвалидов "БасКИ", ведущим петербургским клубом, одним из лучших в России в своем виде спорта, - начал свой рассказ отец Сергий. - Это люди, сильные духом, люди, которые смогли себя реализовать и в жизни, и в спорте, и в социальной деятельности, люди, которые многое преодолевают в своей жизни и помогают не только себе, но и другим, кто попал в схожую ситуацию. Много делают, чтобы помочь детям, которые учатся в социальных школах, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и с другими заболеваниями, которые мешают им свободно двигаться. Уже четвертая детская команда организована благодаря усилиям баскетбольного клуба "БасКИ". Сегодня здесь присутствуют и основатель этого клуба Владимир Геннадьевич Дьячков, и президент Владимир Смирнов, и супруга Владимира Геннадьевича Елена Петровна, тоже человек уникальный: она неоднократно проводила в Петербурге крупнейшие международные соревнования по бальным танцам на колясках, ее воспитанники побеждали на мировых чемпионатах. Я предоставляю им слово, потому что о своих проблемах, трудностях, радостях лучше, чем сами инвалиды, никто не расскажет".

"Я бывший военный, в результате травмы, полученной во время службы, стал инвалидом, - сказал о себе Владимир Дьячков. - В 1991 году организовал клуб. Я раньше очень любил баскетбол, вот и решил сделать баскетбол на колясках. "БасКИ" - это аббревиатура, "баскетбольный клуб инвалидов". Семнадцать лет руководил клубом, шесть лет назад ушел на отдых. Наш клуб уже четвертый год - бессменный чемпион страны. Инвалидам спорт не просто дает здоровье - он адаптирует их к нормальной жизни. Человек, который хорошо умеет владеть коляской, сможет и по лестнице подняться и спуститься - если есть перила, конечно. Но мы сейчас не о спорте говорим, а о том, возможно ли инвалидам-колясочникам ходить в церковь. Прямо вам скажу, далеко не в каждую церковь, даже при нашем умении владеть колясками, можно, к сожалению, попасть. В некоторые храмы ни за что не войдешь без посторонней помощи. Хотелось бы, чтобы этот вопрос был решен в нашем городе".

"Хорошо, что появились удобные для колясочников автобусы без ступенек, что практически все административные здания оборудованы пандусами, - продолжила тему Елена Дьячкова. - И храмы должны быть оборудованы либо подъемниками, либо пандусами, чтобы инвалиды могли беспрепятственно их посещать. Могу сказать о себе: всегда думаю - пойду, не пойду, потому что каждый раз приходится "ловить" какого-нибудь молодого человека и просить о помощи. Мне в жизни обычно везет, и часто после просьбы о помощи знакомлюсь с людьми, мы начинаем дружить. И очень помогает спорт - это реабилитация социальная, реабилитация физическая, это дисциплинирует человека, создать самому себе условия, а не ждать, пока их кто-то создаст. Человек вынужден задумываться, как ему выйти из дому, как добраться до зала для занятий. Спорт - это круг друзей, общение, это совершенно другой уровень жизни. И, конечно, большое счастье, что нам встретился отец Сергий… то есть он не встретился, он сам к нам пришел".

О проблемах инвалидов по зрению рассказала Наталья Волкова: "Войдя в храм, незрячий человек испытывает трудности в ориентировке в этом большом пространстве. Лучше бы, если у него нет сопровождающего, чтобы ему кто-нибудь помог, например, после разговора со священником проводил до выхода, чтобы человек не наткнулся на подсвечники. Часто подсвечники стоят очень близко к иконам. Это создает дополнительные трудности для слепых и слабовидящих: иногда касаешься подсвечников, и на одежде остаются масляные пятна, а иногда пламя свечи может подпалить одежду или волосы - у меня такие случаи были. Часто перед иконами находятся ступеньки, которые слабовидящий в полумраке может не заметить и упасть".

Наталья высказала пожелание, чтобы для слабовидящих рядом с иконами располагали названия икон и тексты молитв крупным шрифтом: "Все эти проблемы решаемы и не требуют больших денежных вливаний, просто надо знать о них. Хотелось бы, чтобы будущим священникам в семинарии читали специальные курсы или факультативы по работе с инвалидами - и по зрению, и по слуху, и с колясочниками, чтобы священник на приходе знал о проблемах своих прихожан и умел их грамотно решать".

Наталья Волкова также коснулась проблемы окормления людей с умственной отсталостью: она работает в сфере олигофренопедагогики, с детьми не только умственно отсталыми, но и слепыми. "Приходишь к священнику и просишь, чтобы он взял ребенка в воскресную школу, и наталкиваешься, мягко говоря, на непонимание: "У нас дети рисуют, танцуют - что здесь будет делать такой ребенок? Он будет тормозить развитие других детей". Мне как учителю очень обидно за моих подопечных, потому что Церковь - практически единственная организация, где может быть реализована полная интеграция инвалидов. Есть еще одна проблема, когда священник на исповеди говорит о греховности, а ребенок в силу своего умственного развития не может это воспринять. У меня была одна ученица, которая после очередной исповеди полностью ушла в себя, и мы целую четверть потратили на то, чтобы вывести ребенка из тяжелейшего психологического состояния. И последнее - хотелось бы, чтобы это было услышано и священноначалием, и теми, кто занимается благотворительностью: проблема, когда мать - а таких детей обычно воспитывают одинокие матери - никуда не может пойти, потому что ребенка не с кем оставить. Может быть, организовать такие приюты… я не знаю, как это назвать… чтобы ребенка можно было на какое-то время там оставить, и он был бы под присмотром? Я понимаю, что это трудно - и финансово, и с точки зрения кадров".

С точки зрения социальных работников храмов высказалась Елена Рубцова: "В храм хотело бы прийти гораздо больше людей с ограниченными возможностями. Для того чтобы организовать пандусы, надо просто озаботиться этой проблемой. Например, наш храм строил Кваренги, это памятник архитектуры, и нельзя устанавливать на лестницах никакие постоянные конструкции. Но мы нашли фирму, которая изготовила металлические разборные пандусы. Разные проблемы у инвалидом-опорников, у слепых и слабовидящих, у глухих и слабослышащих, у ментальных инвалидов, к ним нужен различный подход. В Павловске много социальных учреждений, поэтому в нашем храме много людей с ограниченными возможностями. В нашем храме через воскресенье ведется служба с сурдопереводом. Но получается община в общине: инвалиды объединяются в группы, а друг с другом и с остальными прихожанами эти группы практически не общаются. На каких-то мероприятиях мы пересекаемся, но проблема коммуникации остается. Инвалиды ходят на специальные занятия, ездят в специальные паломничества, что уж говорить о людях с ментальной инвалидностью! У нас есть интернат, где живут дети с множественными проблемами развития. Когда мы впервые решили пригласить этих детей на приход, люди были готовы помочь чем угодно - накрыть стол, подготовить зал, купить подарки, - но присутствовать, общаться они не хотели. Согласились только бабушки. Мы стали понемногу этих детей приводить в храм. Но, чтобы прийти в детский дом, забрать ребенка и довести его до храма, нужно иметь флюорографию и справку об отсутствии судимости, а это дополнительная проблема. Нужна еще психологическая подготовка, нужно представлять, что можно, а что нельзя делать при общении с таким ребенком. И, конечно, все равно не каждый человек согласится этим заниматься: многие хотят помогать каким-нибудь другим способом, и это тоже хорошо, это не надо отвергать. Ознакомившись с материалами "Воды живой", я совершенно согласилась с высказанной там мыслью, что нужен какой-то координационный центр по церковной работе с инвалидами, чтобы знать, где на приходах есть инвалиды, в чем они нуждаются. Может быть, в каждом благочинии организовать храм для людей с какой-то конкретной проблемой?"

На вопрос Алексея Гориченского, как сделать, чтобы инвалиды были не объектом какой-то работы, а частью большой дружной семьи, попытался ответить протоиерей Николай Брындин.

"Я здесь недавно, и за это время многие люди с ограниченными возможностями обращались ко мне или с предложениями, или с просьбами о помощи. Если человек в храме просит о помощи, за редким исключением помощь идет навстречу человеку, то есть важен тот выбор, который делает сам этот человек. Это как в сказках, когда герой доходит до камня, на котором выбиты слова: "Налево пойдешь - женат будешь, направо пойдешь - богат будешь..." Надписи в разных сказках разные, но от выбора, который сделает добрый молодец, зависит его судьба, а "судьба" переводится со славянского языка как "суд Божий". Главное - какой выбор делает человек, жизнь с Богом или жизнь без Бога. В большинстве приходов внимательное отношение к людям, которые ограничены в передвижении. Сегодня говорилось о создании координационного центра, эта идея высказывается в журнале "Вода живая", и эта идея здравая. Давайте сначала спросим, сколько среди людей с ограниченными возможностями желающих попасть в храм. Необходим мониторинг, ведь не секрет, что бывают разные степени религиозности: кто-то хочет ходить каждое воскресенье, кому-то раз в месяц достаточно, а кому-то - и раз в год. Если мы будем иметь эти сведения, мы сможем призвать благочиния там, где проживают эти люди, к организации транспорта и возможности попасть в само здание. Во всех приходах нашего города есть группы активных прихожан, и не составит труда организовать мобильные группы волонтеров, чтобы помогали людям посетить храм Божий".

Отец Николай рассказал, что сейчас проводится мониторинг храмов, где еще не устроены пандусы: "Это я как руководитель отдела уже наметил, мы создали рабочую группу. Когда мы получим информацию, мы сможем подправить эту ситуацию. И координационный центр будет создан на базе нашего отдела, сейчас уже рассматриваем кандидатуры - есть люди, которые желают работать в этом направлении. Самое же главное - мы призваны к умножению любви, к приближению к Богу. Ведь главный критерий, по которому мы будем оправданы или осуждены - творим мы любовь или нет, об этом сказал Господь в евангельском чтении в неделю о Страшном Суде (Мф. 25, 31-46). А если вам отказали где-то на приходе, обращайтесь к нам в отдел, чем можем - поможем".

Выступления докладчиков вызвали горячее обсуждение. Зрители задавали вопросы, обращали внимание на проблемы. Было высказано предложение об учете священников с медицинским образованием, которые могли бы грамотно работать с инвалидами, подняты проблемы социального такси - храм не включен в число объектов, куда инвалида могут привезти за скромную сумму, - необходимости пастырского окормления пациентов хосписов (далеко не во всех хосписах есть постоянные священники).  

По поводу медицинского образования священников отец Николай ответил, что это совершенно не обязательно: в первом и втором классе семинарии читают курс социальной работы, в ходе учебы студенты посещают и хосписы, и реабилитационные центры, и больницы. Что касается социального такси, в епархии собираются создать автопарк, изыскивают средства. Присутствующие в зале и инвалиды, и социальные работники сошлись во мнении, что нужны не особые храмы для разных групп инвалидов, а возможность для каждого посещать любой храм - или по месту жительства, или просто тот, который нравится.

"Вода живая",

11.10.14