Беседа в рамках кинолектория протоиерея Георгия Митрофанова прошла в Казанском соборе

В крипте Казанского кафедрального собора 18 ноября состоялась очередная беседа в рамках кинолектория с профессором СПбДА, доктором богословия протоиереем Георгием Митрофановым на тему "Уверовавший сын изверившейся отчизны" была посвящена фильму Владимира Хотиненко "Мусульманин".
Беседа в рамках кинолектория протоиерея Георгия Митрофанова прошла в Казанском соборе

Картина вышла на экраны в 1995 году, в ней рассказывается о судьбе рядового Николая Иванова, который, побывав в плену у моджахедов, принимает ислам, а потом возвращается в родную деревню.

"Когда фильм вышел на экраны, многими он был не понят и не признан, - отметил отец Георгий. - С тех пор прошло больше двадцати лет, и, на мой взгляд, лучшего фильма о современной церковной жизни не появилось. Эта картина, конечно, - вызов для православных христиан, и она вовсе не о мусульманине. В то время, когда многие из нас, в том числе и священники, пребывали в эйфории по поводу происходящего церковного возрождения, фильм прозвучал как предостережение и поднял вопрос: а есть ли у нас подлинное церковное возрождение? Сейчас этот вопрос получил вполне определенный ответ: хотя значительная часть общества пришла в Церковь, церковного возрождения не произошло. Теперь остается задуматься о причинах, и главное, о чем нужно подумать: именно из нас состоит Церковь, которую видят люди, находящиеся вне ее, и именно мы для них духовно и нравственно неубедительны".

Типовая деревня, показанная в фильме, - это образ всей России. "Картина начинается с кадров русской природы - единственного, что, казалось бы, у нас осталось не разрушенным. Затем появляется священник, который представляет собой новый тип проповедников, - не пожилой "матерый" батюшка, а молодой живой священник, пребывающий в радости. А ведь радость - это непозволительная роскошь для большинства людей: веселиться мы умеем, радоваться - практически нет. Но мы чувствуем, что священнику чего-то недостает, а именно - своей паствы. В его одиночестве уже намечается некоторая тема - режиссер готовит нас к тому потрясению, которое нам предстоит пережить", - сказал отец Георгий.

Мать, которую играет Нина Усатова, узнает о том, что ее сын, пропавший без вести на афганской войне, жив и, пробыв семь лет в плену, возвращается домой. Вернувшегося Николая (его играет Евгений Миронов) встречает вся деревня - казалось бы, вот он, сохранившийся соборный, общинный уклад жизни. По деревенской традиции мать Николая устраивает праздник для всех односельчан, который балансирует на грани перехода в жуткую пьянку. Отец Георгий обратил внимание слушателей на крестного отца Николая - местного пьяницу, который, по сути, является псевдокрестным, крещеным безбожником. Таких людей в нашей стране - подавляющее большинство. Люди, считающие себя христианами, живут так, как будто Иисус Христос не имеет к ним никакого отношения. Многие наши соотечественники, на склоне лет, от одиночества и излишнего досуга, начавшие ходить в храм, привнесли в него свое религиозное невежество и чисто советскую нетерпимость.

В сцене застолья видно, что Николай - это духовно взыскующий человек, искавший истину, но не нашедший ее на родной земле. Первый опыт религиозной жизни после крещения во младенчестве он пережил в Афганистане. Мусульманин-неофит Николай пять раз в день совершает намаз, не пьет алкоголь, не ест свинину, не соглашается воровать, не идет на уступки брату и односельчанам, чем вызывает их недовольство. Постепенно они начинают относиться к нему враждебно. Формально это происходит потому, что он мусульманин, а они - православные, но на самом деле они безбожники, "православные язычники", и ненавидят Колю просто за то, что он религиозен, их злит сам факт духовной жизни.
 
Внутри семьи Николай тоже не находит понимания, начинаются серьезные конфликты с братом, который глумится над его верой. Христос призывает любить врагов, в исламском же мире убить человека, глумящегося над верой, не только позволительно, но и необходимо. В очередной драке мать спасает сыновей от взаимного истребления.

Отец Георгий подробно разбирает один из самых значимых эпизодов фильма: мать, не в силах больше выносить постоянные конфликты между братьями, приглашает в дом священника. Лектор обращает внимание на то, что отец Михаил понимает, что ближе всех к Богу подошел именно мусульманин Коля, поэтому батюшка заговаривает с Федькой. Мы видим, что Коля начинает внимать словам отца Михаила, он впервые слышит из уст православного священника то, что является предметом его размышлений, - смысл жизни, посмертное воздание. Слова священника вызывают отклик и в душе Федьки, но приводят к прямо противоположным результатам: после ухода священника Федька начинает "сеанс православной катехизации", заставляя брата поцеловать икону, и между братьями опять разгорается конфликт, который чуть было не приводит к братоубийству. Мать видит своих сыновей, готовых убить друг друга и, обращаясь к Богородице, произносит самые христианские слова: "Прости мою душу грешную!". Это уже христианская позиция - человек видит несовершенства этого мира и прежде всего спрашивает себя: "В чем я виноват?", "Что я делаю не так?".  

Итоговой становится встреча Николая с бывшим сослуживцем, "крещеным замполитом", который рассматривает веру как атрибут этнической принадлежности: мусульманин должен жить в Афганистане, русский должен быть православным. Отец Георгий объяснил, что эта точка зрения принципиально неверна: проповедь Христа адресована всем народам, никто не "должен" быть христианином, потому что христианство - это религия свободы. Человек может стать христианином только по свободному выбору, и это выбор постепенно вызревает в душе Коли. Замполит требует от Коли перекреститься не ради Христа: он хочет подавить волю Николая, по сути - хочет, чтобы Николай поклонился ему, замполиту. Впав в ярость от отказа Николая, он убивает его.

Проблемы, поднятые в фильме, не теряют актуальности. "В какой-то момент наш народ почему-то решил, что он самый верующий и духовный, - отметил отец Георгий. - Мы должны задуматься, почему наши соотечественники так быстро сменили мировоззрение и из комсомольцев стали превращаться в богомольцев. Наша задача состоит в том, чтобы понять, подлинные мы христиане или мнимые". Протоиерей Георгий Митрофанов обратил внимание на то, что многие приходят в Церковь, потому что считают, что это как-то решит их проблемы, облегчит жизнь, но, по мысли отца Георгия, "с христианством жизнь становится более трудной, хотя и более наполненной".

ИА "Вода живая",
20.11.16