Очередная встреча участников молодежного клуба "Благо" при Благовещенской церкви на Васильевском острове состоялась 4 января. В ризнице собрались клирики храма - настоятель протоиерей Андрей Дьяконов и иерей Димитрий Черничко - а также прихожане, в основном, молодежь. Темой встречи был приближающийся праздник Рождества Христова.
Прихожанин Сергей Зорин поделился со слушателями малоизвестными подробностями Рождества, которые почерпнул из Священного Предания. После этого он рассказал, что традиция наряжать на Рождество елку появилась в России в первой половине XIX века. Этот обычай принесла из Европы немецкая принцесса Шарлотта Прусская, в православном крещении Александра Феодоровна, супруга будущего императора Николая I. Традиция так прочно соединилась в сознании людей с празднованием Рождества, что в 1929 году советская власть запретила украшать елку даже на Новый год - правда, через семь лет это постановление было отменено. Сергей даже процитировал стихотворение тех лет, которое теперь кажется шедевром абсурда: "Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов".
После рассказа Сергея Зорина слово взял настоятель. Отец Андрей напомнил, что за литургией в этот день звучала первая глава Евангелия от Матфея, которая начинается с родословия Иисуса Христа.
"Сколько имен было перечислено! - сказал отец Андрей. - Подумайте: ведь тогда не было ни книгопечатания, ни архивов, ни уж тем более электронных способов хранения информации, но все эти имена сохранились. Насколько уникально Священное Писание - даже с исторической точки зрения! А мы сейчас, как правило, знаем только имена папы, мамы, бабушки и дедушки. Вот я, например, только недавно узнал, кем был мой прадед. Это реалии XX века - в России пытались внедрить в сознание людей новое, атеистическое мировоззрение, лишив их прошлого. Ведь когда ты не знаешь, кем были твои предки, тобой гораздо проще управлять".
Отец Андрей принес на встречу книгу протоиерея Сергия Булгакова и прочел всем одну из его проповедей - "И Слово плоть бысть", посвященную Рождеству и произнесенную в декабре 1940 года. "Это богословие, но оно всех нас касается: мирянам тоже надо уметь богословски мыслить и делать выводы о духовном значении этого праздника, - сказал настоятель. - Основная мысль этой проповеди - что во Христе все едины. Мы должны только открыть Ему свое сердце, это самое главное".
Один из молодых встречи задал отцу Андрею непростой вопрос - когда во Христе была исцелена человеческая природа: в момент Рождества или во время крестной смерти и Воскресения.
"Исцеление природы человеческой не происходит автоматически, - сказал отец Андрей. - Но именно для того, чтобы у человека появилась такая возможность, Бог и стал человеком. Ведь ту ситуацию, которая существовала в мире до пришествия Христа, никто не мог исправить. Кто мог это сделать? Герои, их подвиги, чьи-то заслуги? Конечно, в Ветхом Завете были праведники и пророки, но они не могли исправить самого главного - власти первородного греха, которая распространялась на всех людей и властвовала над всем человечеством. Людям всегда было свойственно богоискание. В иудейском народе хранилось единобожие. В других странах люди тоже искали Бога, но там другой был путь, другие религии. Бог не мог видеть мучения рода человеческого, поэтому Он воплотился и пришел на эту землю. Но нельзя сказать, что одновременно с этим наступило изменение человеческой природы. А в Своей природе Христу не надо было что-то изменять - ведь Он был Бог и совершенный Человек. Господь открыл главные вехи, через которые нам надо пройти: рождение, принятие Крещения, Сретение (принесение во храм), Преображение - ведь все мы призваны к святости. Необходимо и несение креста - но это не только наши страдания. Крест человеку дается в купели крещенской, и на нем написано: "Спаси и сохрани". Крест - это еще и наше благо, мы с ним идем по жизни. А после несения креста нас ждет смерть и воскресение. "Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним", - говорит апостол Павел".
Участники встречи задали священникам множество вопросов. Некоторые из них только косвенно были связаны с Рождеством Христовым, а какие-то затрагивали совсем другие темы. Боролись ли люди с грехами до пришествия в мир Христа? Как могут сосуществовать в человеке страх Господень и любовь к Богу? Как добиться того, чтобы молитва всегда была живой, неформальной? Кто из святых отцов доступнее всего писал об этом? Почему в православии и в протестантизме верующие по-разному воспринимают богообщение?
В конце беседы отец Андрей попросил членов молодежного клуба "Благо" участвовать в праздновании Рождества Христова не только словом, но и делом. В следующее воскресенье, 11 января, в воскресной школе при Благовещенской церкви состоится детский праздник. Там будут нужны не только зрители, но и помощники. А после детского праздника все его участники увидят выступление ансамбля казачьей песни "Коловорот".
ИА "Вода живая",
05.01.15
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Приходы и благочиния