Лекция протоиерея Александра Дягилева прошла в Казанском соборе

Лекция председателя Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Александра Дягилева под названием "Отчего в семье бывают недопонимания?" состоялась 12 марта в крипте Казанского собора.

Лекция протоиерея Александра Дягилева прошла в Казанском соборе

Со вступительным словом к слушателям обратился руководитель культурно-просветительского центра Казанского собора протоиерей Михаил Шастин, который рассказал о ходе лекции и о профессиональном опыте руководителя епархиального православного центра "Супружеские встречи" протоиерея Александра Дягилева.

Отец Александр начал свою лекцию с определения трех типов семьи: патриархальной (которая часто трансформируется в матриархальную), детоцентричной и супругоцентричной.

Патриархальный тип семьи был свойственен русской, европейской и азиатской культурам на протяжении тысячелетий. Тем не менее, это не означает, что он будет работать в современности. Во главе патриархальной семьи стоит мужчина, который несет всю ответственность за семью и принимает решения. Если с ним что-то случается, то его место занимает следующий по старшинству мужчина в семье. Для данного типа семьи очень важны традиции уклада и быта, четкая иерархия и порядок взаимоотношений. Цель жизни такой семьи состоит в том, чтобы построить большой дом и вырастить много детей. Несколько поколений такой семьи часто проживают вместе, семьи женихов и невест живут в одной культуре, единый уклад жизни приводит к тому, что многое в таких семьях происходит по умолчанию. Невеста, уходя в дом мужа, уже заранее знает, что ее ждет и что ей делать в новом доме. И мужья, и жены, и дети, и старики четко знают свои права и обязанности, хотя они и не проговорены заранее. Муж в такой семье считает себя вправе наказывать жену и детей вплоть до применения мер физического воздействия, жена и дети полностью зависимы от мужа, который чаще всего является единственным добытчиком хлеба насущного для семьи, а жена, связанная многими детьми, не имеет возможности приобретать профессиональные навыки или получать образование. Муж при этом заинтересован в максимальной зависимости жены и детей от себя. В наши дни по патриархальной схеме часто живут семьи богатых мужчин, "новых русских". Муж может даже сознательно идти на удовлетворение любых капризов жены, лишь бы она так и оставалась милой, глупенькой и зависящей от него красавицей: "Дорогая, вот тебе абонемент в фитнес-клуб, вот тебе поездка на Бали или Канары, вот тебе новая загородная вилла. Путешествуй, развлекайся, занимайся здоровьем... только не вздумай даже думать о том, чтобы начать работать, учиться и стать от меня независимой".

В XX веке очень сильно изменялся уклад жизни, что внесло коррективы и в функционирование семьи. Произошел разрыв традиций, весь многовековой традиционный опыт семьи в последующих поколениях оказывался невостребованным. В нашей стране две мировые войны, революция, гражданская война и репрессии выкосили лучшую часть мужского населения; возвратившиеся после войны мужчины были глубоко психологически травмированы, у них на глазах происходили страшные вещи: им приходилось убивать, на их глазах гибли товарищи, а веру у людей отняли. Как снять стресс? Только через суррогаты - поэтому стал широко распространяться алкоголизм. В результате женщины взяли на себя нагрузку - тянуть детей и травмированных мужей. В первом поколении это было обусловлено необходимостью, но в дальнейшем в подсознании людей сформировалось отношение к такому типу семьи как норме, можно сказать, что появился новый тип семьи - матриархальный. Это семья, построенная на патриархальном фундаменте, но женщина заняла в ней первое место, поскольку оказалась убеждена, что ей надо быть сильной, а на мужчину положиться нельзя.

Отец Александр подчеркнул, что у мужчины и женщины разные "кресты", разное предназначение в семье (Быт. 3:16-19). Мужчина - добытчик хлеба насущного, женщина - призвана давать жизнь детям и поддерживать домашний очаг. В правильной модели любой семьи жена находится "за мужем", а не перед мужем. Он защищает и оберегает ее, обеспечивает безопасность. "Если женщина становится перед мужем, это небезопасно для нее. У нее может получиться принимать решения за всю семью, но в таком положении она, скорее всего, будет несчастна и будет роптать на своего мужа. А мужа, что интересно, ситуация быть "за женой" даже может устраивать, особенно если он в детстве видел такие же отношения у своих родителей. Свое мужское предназначение он видит в том, чтобы отдавать зарплату жене, снимая с себя всякую дальнейшую ответственность за жизнь своей семьи, а потом, на заначку или заработок с халтуры, "отдыхать" с друзьями на рыбалке, охоте, в гараже... Только внутренняя дисциплина женщины, когда она понимает и принимает свое место "за мужем", делает мужчину главой семьи", - отметил отец Александр.

Второй тип семьи, появившийся в XX веке - это "детоцентричная" семья, причем такая семья часто возникает при рождении ребенка в "матриархальной" семье. Родители считают, что им пришлось жить в тяжелые годы, голодать, не иметь тех или иных материальных благ, поэтому "у ребенка должно быть все". Детей в таких семьях, как правило, не больше двоих, потому что цель родителей - одарить ребенка максимально долгим и счастливым детством и поднять как можно выше в социальном и образовательном плане, а это сложно сделать при большом количестве детей. Такая семья зиждется на культе личности ребенка: для своего чада делают все, оберегают его от всех проблем. В "детоцентричной" семье нарушается сама цель воспитания - научить ребенка выживать самостоятельно. Когда ребенок вырастает, такая семья часто распадается. Родители обычно считают себя вправе вмешиваться в жизнь своих уже выросших детей, они буквально продолжают цепляться за них, особенно если ребенок единственный. Поэтому у таких детей потом возникают проблемы с социализацией: с детства папа и мама за них все делали, от всех проблем оберегали, принимали за них все решения, а собственные инициативы не поощрялись. Немало случаев, когда одинокие матери не дают сыну или дочери завести собственную семью, ревнуют их к потенциальным невестам или женихам, а если дети все же вступают в брак, делают все, чтобы этот брак разрушить. Взрослые дети почти каждый день слышат фразу-манипуляцию: "Жен (мужей) у тебя может быть много, а мама - одна!".

Отец Александр отметил, что наиболее жизнеспособным типом семьи в наше время является супругоцентричный (супружеский). Он стал складываться недавно на основе христианских понятий о любви и уважении к ближнему независимо от пола и родственных связей. В центре такой семьи - супруги, их отношения, а не дети или общее дело. Это добровольное партнерство двух свободных людей, представляющих друг для друга ценность. Каждый из них, при необходимости, готов прокормить и себя, и детей, и заболевшего второго супруга, для этого у них достаточно и навыков, и образования. Отношения здесь строятся на взаимоуважении, никто никого не унижает, мужчина и женщина создают семью, потому что им хорошо вместе... Но при этом у супругов могут быть подсознательные ожидания, унаследованные из семей родителей, бабушек и дедушек, жизнь которых еще строилась на патриархальной основе. Если супруг (супруга) себя ведут не так, как я ожидаю, значит - он (она) неправильный (неправильная). Это приводит к серьезным конфликтам, а поскольку супруги не зависят друг от друга, как в патриархальной семье, то и разводы в таких семьях происходят намного чаще, порой из-за малейшей ерунды. По этой же причине в такой семье не работают наказания, вообще ничего не работает по умолчанию, в отличие от патриархальной семьи, где жизнь упорядочена благодаря традициям. Поэтому в супружеской семье обо всем нужно договариваться, объяснять свои ожидания и потребности. Именно поэтому во второй половине XX века возникла потребность во всевозможных программах, типа "Супружеских встреч", обучающих супругов, как им строить диалог в семье.

Протоиерей Александр Дягилев указал на основные причины семейных кризисов и на жизненных примерах рассмотрел их. Молодую семью могут подкосить скоропалительное решение вступить в брак, несбывшиеся ожидания, разница воспитания и привычек, темпераментов и реакций. Бедность, кредиты, проблемы со здоровьем также могут внести раздор в семью. Негативное воздействие могут оказать различия целей в жизни и разница религиозного сознания: если у верующего человека цель в жизни - спасти свою душу, то у неверующего смыслом жизни могут быть карьера ради власти и славы, деньги и удовольствия. Развалить семью может чрезмерное участие родителей и родственников в жизни супругов. Проблемы в сексуальных взаимоотношениях и дурные привычки и зависимости тоже негативно влияют на союз мужчины и женщины. Даже появление детей часто ведет не к укреплению, а к разрушению семьи. Самыми большими опасностями на пути к счастливому супружеству отец Александр назвал неприятие чувств партнера и неумение построить диалог. Если наладить эти два компонента, то остальные проблемы станут решаемыми. Но если не замечать или закрывать глаза на причины семейного кризиса, оставляя проблемы нерешенными, то следствием этого станут супружеские измены.

По словам отца Александра, супружеский диалог надо вести с любовью и доверием друг к другу в присутствии Божием. Чтобы правильно вести диалог, надо знать его правила: слушать, прежде чем говорить; делиться, а не спорить; понимать, а не оценивать; прежде всего - прощать. "Решить семейные конфликты помогает церковная работа с семьей, - сказал протоиерей Александр Дягилев. - Основным способом такой работы является помощь супругам в осознании того, что муж и жена - разные, в осознании и принятии чувств каждого их них. Осмыслить и принять эти различия очень важно. Также супругам нужно осознать свои душевные потребности - любить и быть любимым, потребности свободы, смысла, принятия личности, уважения, одобрения и другие. Кроме этого, полезно осознать и принять свои чувства, которые надо уметь отделять от грехов. Например, спонтанное первичное чувство ярости не является грехом, в то время как способ его выражения (брань, проклятия, сквернословие, шантаж) или действие на основе этого чувства (удары, насилие) грехом являются. Могут быть греховными помыслы, возникшие вследствие возникшего чувства (например, о том, как бы отомстить). Может быть греховным состояние - это чувство, уже сознательно подпитываемое человеком через мысли и фантазии. Так что нужно различать чувство ярости и состояние ярости. Чтобы не скатываться в греховные состояния, для сохранения мира, любви и взаимопонимания в семье важно научиться вовремя осознавать и правильно выражать свои чувства".

Помощь в построении диалога между супругами можно получить, приняв участие в программах православного объединения "Супружеские встречи", руководителями которого являются протоиерей Александр Дягилев и его супруга Любовь Дягилева. Основной миссией программы является помощь в рождении и существовании любящей семьи, а также помощь в преодолении семейных кризисов. Отец Александр рассказал о программах, которые реализуются в "Супружеских встречах": это программы "Счастье навсегда" (для пар, желающих вступить в брак) и "Семейный диалог" (работа с семейными парами). Есть еще программы последующего сопровождения и подготовки ведущих. Участие в выездах по программе "Семейный диалог" помогает супругам лучше узнать и понять друг друга, сделать свои отношения более глубокими, построить диалог и полнее раскрыть для себя смысл брака и Таинства Венчания. "Финальным действом выездных встреч становится Божественная литургия. И получается, что вся программа - это необычная форма подготовки к совместной Исповеди, Причастию и примирению во Христе", - заключил отец Александр, добавив, что многие люди впервые причащаются на семейных встречах.

В конце лекции слушатели задали отцу Александру множество вопросов на тему семейных отношений. Было очевидно, что лекция вызвала горячий отклик в сердцах присутствующих, многие поделились собственным семейным опытом.

Идея создания "Супружеских встреч" принадлежит польской семейной паре Ежи и Ирене Гжибовским, которые провели первую такую встречу в 1977 году. Первый выезд в России для православных христиан состоялся в 2010 году, с тех пор супруги Дягилевы проводят такие выезды дважды в год. Существует поддерживающая программа для пар, посетивших выездные встречи: ежемесячно в течение года в Александро-Невской лавре проходят тематические занятия. В ближайшее время планируется открытие второй такой группы в Казанском соборе. Данный курс предназначен для всех супружеских пар, особенно он полезен тем, кто находится в состоянии кризиса отношений.

ИА "Вода живая",
12.03.16