Протоиерей Александр Дягилев выступил на молитвенном завтраке

Молитвенный завтрак на тему "Церковь: традиционные ценности, мировоззрение, культура" состоялся 6 марта в отеле "Эмеральд". Ежегодное межконфессиональное собрание организует одноименный благотворительный фонд в сотрудничестве с традиционными конфессиями для диалога христиан с представителями власти, волонтерского сообщества и общественности.
Протоиерей Александр Дягилев выступил на молитвенном завтраке

Послание губернатора Александра Беглова зачитал начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов. С приветствиями также обратились член комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений при президенте РФ Олег Гончаров, депутат Заксобрания Михаил Барышников, председатель комиссии по СМИ в Общественной палате Юрий Третьяков и другие гости.

От Санкт-Петербургской епархии во встрече приняли участие заместитель председателя ОРОиК протоиерей Михаил Браверман и председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев.

Отец Александр выступил с докладом "Влияние Церкви на мировоззрение людей", подчеркнув, что важно определиться с терминами "мировоззрение" и "Церковь".  Последнее слово, например, имеет четыре значения - дом для молитвы христиан, юридическое лицо, название конфессии и мистическое Тело Христовох (1 Кор. 12:27).

Отец Александр как семейный психолог, председатель Ассоциации священников-психологов коснулся и психологических аспектов.

Мировоззрение он определил как "систему взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации".

Любая религия, отметил он, пытается дать ответы на вопросы, кто я, какой (какая) я, каков смысл жизни, что хорошо и что плохо и почему, какие последствия ждут человека, если он будет поступать хорошо или плохо, что будет после смерти и как на это повлиять. Ответы на эти вопросы формируют культурный код, который воспринимается как на уровне сознания, так и на уровне бессознательных реакций. Христианин не сверяется каждую минуту с текстом Библии, а просто знает, что хорошо и что плохо. 

Ответ на вопрос, что есть ценности, а что - суррогат, есть в Библии. Грех привел человека во тьму, и Слово Божие высвечивает во тьме истины, которые Бог дал человеку в заповедях (Быт. 20:12-16).

Библейский текст формирует нормы, но задача Церкви - не столько донести их до умов людей, сколько выработать тот самый автоматизм - культурный код. Сделать это можно лишь через пример носителей библейских истин, прежде всего - пастырей, и не только через правильные слова. Иисус говорит ученикам, чтобы они учили все народы "соблюдать", а не только "изучать" то, что Он им повелел (Мф. 28:20). Эта мысль выражена у апостола Павла: "Вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца" (2 Кор. 3:3).

Отец Александр рассказал, как в семинарии на экзамене на вопрос, сколько заповедей дал Христос, ответил: "Две - люби Бога и люби ближнего, как самого себя". Ответ оказался неправильным, поскольку эти слова были цитатами из Ветхого Завета. Иисус дал одну заповедь, одну-единственную фразу: "Да любите друг друга" (Ин. 13:34; Ин. 15:12; Ин. 15:17). Христианское учение зиждется на идее, что главный ценностный ориентир - любовь.  

"Мы принадлежим к разным христианским конфессиям, между которыми исторически были сложные отношения. Но прошли десятилетия, даже века, и выясняется, что у нас по-прежнему больше общего, чем того, что нас отличает. По-прежнему у нас есть то общее, что мы можем сказать людям, потому что у нас схожее мировоззрение по большинству вопросов, ибо основано оно на одних и тех же библейских истинах о любви. А когда мы сами эти принципы нарушаем - тогда и начинаются нестроения между нами", - сказал отец Александр.

Во встрече приняли участие представители Римско-Католической Церкви, Церкви христиан веры евангельской пятидесятников, Евангелическо-лютеранской Церкви, Церкви евангельских христиан- баптистов и Церкви христиан-адвентистов Седьмого дня. 

Были награждены волонтеры, поставляющие гуманитарные грузы в новые регионы РФ, зону СВО и на пострадавшие приграничные территории.
ИА "Вода живая",
06.03.25