Выставка "Иконы XVII - начала XX века" открылась 22 ноября в Особняке Румянцева - филиале Музея истории Санкт-Петербурга. Представлены 60 икон из фондов ГМИ, позволяющие проследить развитие отечественного иконописного искусства со второй половины XVII до начала ХХ века.
На открытии был представлен документальный фильм о работе музейных реставраторов в при подготовке экспозиции.
Настоятель Петропавловского собора архимандрит Александр (Федоров) поблагодарил руководителя филиала Татьяну Шмакову и старшего научного сотрудника музея Надежду Катсон за подготовку выставки, отметил ее прекрасный дизайн.
"Эта выставка - память о ризнице Петропавловского собора, предметы из которой оказались в музее, о первоначальном виде Екатерининского придела, - сказал он. - Здесь мы видим два уникальных иконостаса, а также множество икон: из северных храмов, из традиционных среднерусских иконописных центров и академического письма".
Надежда Катсон отметила, что интерес к древнерусской иконе возник в конце XIX - начале ХХ века, при этом позднюю русскую икону не ценили, не изучали, начался этот процесс лишь в XXI веке: "История русской иконы Нового времени сейчас только пишется, и наша коллекция представляет с удивительной полнотой наследие этого периода. Посетители будут сопричастны небесной красоте, отблеском которой всегда была и остается икона".
По ее словам, после 1980-х, когда оба иконостаса поступили в музейные фонды из ризницы Петропавловского собора, они хранились разрозненно, под разными номерами, и никто не подозревал, что их можно собрать. Походный иконостас императора Александра I интересен техникой - это живопись по шелку, которой в свое время занимались исключительно мастера из Московской оружейной палаты. Подобные иконостасы изготавливались по заказам царей или ближних бояр. До нашего времени дошли единицы икон, выполненных в технике росписи по шелку, а целый иконостас - вообще единственный.
Походный иконостас сопровождал императора Александра I в заграничном походе 1813-1814 годов. После войны по царскому распоряжению он был передан в Петропавловскую крепость и установлен в домовой церкви Комендантского дома. В 1837 году его передали в ризницу собора. В 1980-е он поступил в фонды музея, где хранился разрозненно, фрагментарно. То, что разрозненные иконы создавались для одного иконостаса, подсказала их форма: верхние иконы - треугольные.
Иконостас Екатерининского придела Петропавловского собора первоначально находился в церкви Владимирской иконы Божией Матери в усадьбе "Собственная дача" близ Петергофа. По указанию императрицы Елизаветы Петровны в 1779 году его перенесли в Петропавловский собор. В 1917 году он был разобран и хранился в ризнице собора. В собрании музея сохранилось 17 из 20 икон, когда-то входивших в его состав. Иконы Екатерининского придела различной формы, но существуют фотографии Василия Сабанеева, сделанные в начале ХХ века в соборе, в том числе Екатерининском приделе. В архивах сохранились документы, где иконы были перечислены.
Надежда Катсон обратила внимание на разные манеры письма икон Екатерининского придела: "Нижние иконы - местный ряд - от нашего климата страдали больше всего. Их реставрировали, дописывали или заменяли. Три иконы не удалось обнаружить, но, возможно, мы их обретем. Возможно также, что когда-нибудь иконостас вернется в Екатерининский придел".
В экспозиции можно увидеть произведения мастеров Санкт-Петербурга, Москвы, Палеха, Холуя, Мстеры, иконописцев Русского Севера и горнозаводского Урала. Это соборные образы для иконостасов, крупные настолпные иконы, а также камерные произведения - иконы для келейной, домашней молитвы. В фонды музея иконы, главным образом, поступили из ризницы Петропавловского собора и из имущества горожан, некоторые попали из таможни.
Выставка продлится до 2 июня 2019 года.
ИА "Вода живая",
22.11.18
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура