"Миссия пророков"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Троице-Измайловском соборе
В день памяти пророка Илии, 2 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Троице-Измайловском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель протоиерей Геннадий Бартов с клиром, настоятель храма апостола Филиппа в Объединенных Арабских Эмиратах архимандрит Александр (Заркешев), иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

За усердное служение Святой Церкви иерей Кирилл Горин был награжден правом ношения набедренника.


"Святые угодники Божии прославляются вечной памятью, - сказал владыка в проповеди. - Уже почти три тысячи лет известен пророк Божий Илия, он жил в девятом веке до Рождества Христова, а его помнят до сих пор. И мы сегодня собрались прославить его и попросить о молитвенном ходатайстве у престола Господня за нас. Илия не оставил своих писаний, как другие пророки, но его жизнь описана в Книгах Царств. Мы должны брать пример с его благочестивой жизни. Господь посылает пророков, чтобы они были на страже веры и благочестия. Он по-разному спасает: кого-то ласками, кого-то строгостью, а кого-то наказаниями, чтобы никто не погиб, а все пришли к покаянию и спаслись".

"Было трудное время для Израиля, когда его поделили на Иудею и Самарию, - продолжил архипастырь. - Цари, которые правили в Самарийской части, не хотели, чтобы их подданные ходили в Иудейскую часть в храм для поклонения. Они устроили у себя места поклонения золотому тельцу и идолам, которых принесла царица Иезавель. Она пригласила своих служителей Ваала - культа солнца и огня с жертвоприношениями и оргиями. Было сплошное нечестие. Пророку не хотелось жить в государстве, где забыли истинного Бога, и он ушел в пустыню. Но когда Господь повелевал ему, он приходил и смело обличал и царскую семью, и всех нечестивцев. Господь давал пророкам силу, хотя они были немощными. Их миссия была невозможной для человеческих сил, только укрепляемые благодатью Божией, они могли совершать подвиги. Некоторые даже отказывались, например, пророк Иона. Когда Господь послал его в Ниневию призвать народ к покаянию, он сбежал на корабль и хотел отказаться от этой миссии, понимая, что ему не под силу обратить огромный город к покаянию. Но пришлось это сделать. Простой народ любил пророков, а знать не любила, потому что они обличали ее за нечестие и развращение людей. А народ жил так, как было легче. Говорили: "Живу, как все". А как все живут? Погибают. Зачем жить, как все, с нечестивым народом? Были единицы, которые вопреки обстоятельствам не теряли связи с Богом и жили во славу Божию".

"Мы должны брать пример с пророка Илии, который видел нечестие и думал, что он один остался. Но Господь сказал: "Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом" (Рим. 11:4). Господь всегда веру сохраняет в народе. Находятся люди, на которых Он возлагает миссию поддерживать веру в народе, чтобы она не погибла окончательно. Если веры не будет, то смысла существования человечества нет. Зачем Господу держать мир, который идет в погибель? Если хотя бы несколько человек спасаются, Он уже этот мир держит. Будем учиться у пророка Илии его вере в промысел Божий. Илия ничего не имел - ни жилья, ни питания. Господь питал его везде, куда бы ни послал, давал пищу. Так Он заботился о человеке, который все презрел ради Бога. Нужно иметь такую веру в промысел Божий, что Господь нас не оставит, если мы потрудимся ради Него. Если наши мысли будут о Боге, все будет связано с Ним, Он о нас позаботится. Мы должны учиться молитве, какая была у пророка Илии, такой ни у кого нет. Его Господь слушал, что ни попросит - исполнял. Он просил закрыть небо от дождя, и Господь закрыл небо. Просил открыть, Господь открыл. При всем его грозном виде у него было великое смирение. Он имел таланты, дары Божии, сверхъестественные силы, которыми не гордился. Когда получил откровение от Господа, что будет живым взят на небо, не стал ни с кем делиться, даже ученика Елисея не поставил в известность, а попросил удалиться от него в тот день. Пророк не хотел, чтобы кто-то видел его вознесение на небо. Мы же начинаем хвалиться направо и налево, чуть что у нас получится. Значит, у нас нет смирения, а есть тщеславие и гордость. Много чему можно поучиться у Илии, в Книгах Царств рассказано, как он жил, трудился и пытался спасти израильское общество", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

Походный храм лейб-гвардии Измайловского полка был освящен в 1733 году. Деревянный храм на этом месте появился в 1756 году. После наводнения 1824 года Василию Стасову было предложено разработать проект каменного храма. На закладке присутствовали императрица Мария Феодоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство велось на средства императора Николая I и казенные деньги. В 1835 году храм освятили. 15/27 февраля 1867 года в соборе венчались Федор Достоевский и Анна Сниткина. В 1928-1938 годах он был кафедральным. Затем закрыт и сильно пострадал в Великую Отечественную войну. В послевоенные годы здание использовалось как склад. Собор был возвращен Церкви в 1990 году. Восстановление федерального памятника архитектуры шло с 1991 года. Реставрация затянулась из-за пожара, возникшего в августе 2006 года на большом куполе, и завершилась к 2017 году.

ИА "Вода живая",
02.08.22

Видео: Пророка Илии. Троице-Измайловский собор

Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка

198005, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Измайловский пр., д. 7-а.

Упоминания в новостях

Все новости