Выставка "Простые вещи" открылась 5 марта на хорах верхнего храма Феодоровского собора. Представлены работы известных петербургских скульпторов, входящих в объединение "Деревня художников".
Директор выставочного пространства Ярослав Стародубцев отметил, что дата вернисажа связана с Неделей Торжества православия, в которую в соборе всегда открываются выставки христианского искусства в память о победе над ересью иконоборчества. В этом году экспозиция посвящена не специфически церковному искусству, а вечным, традиционным ценностям: вере, дому, семье.
"В отличие от других выставок, проходящих у нас, здесь церковная тематика представлена в основном опосредованно, - продолжил тему настоятель протоиерей Александр Сорокин. - Преобладают сюжеты, связанные с домашним бытом, и это дает возможность ощутить, что Церковь не отделена от остального мира, а присутствует в нашей жизни, в быту, где бы мы ни находились".
Куратор выставки Александр Позин подтвердил, что в представленных работах тема веры отражена через семью. Он обратил внимание, что в экспозиции прочитывается изначально не запланированная тема - история взросления девочки: есть младенец в коляске ("Коляска" Роберта Лотоша), маленькая девочка на трехколесном велосипеде (работа Дмитрия Каминкера), чуть подросшая девочка с кукольной коляской (Инна Позина, "Вера с коляской"), подросток ("Девочка в тумбочке" Марины Спивак), есть "предки", бабушка с дедушкой (снова работа Марины Спивак - "Буфет из детства": в настоящий старинный буфет "встроены" фигуры бабушки и дедушки, на оборотной стороне буфета нарисованы их силуэты), есть кресло Олега Жогина "Происхождение", где изображены Адам и Ева. "Здесь сосуществуют живые и те, кого уже нет, но в памяти они есть. Выставку хотели назвать "Дом", но экспозиция с таким названием уже открылась в Русском музее, поэтому пришлось переименовать. "Простые вещи" - это не героическое, а то, что создает атмосферу каждого дня, то, чего мы порой не замечаем. Если обращать на эти вещи внимание, каждый день будет особенным", - поделился Александр Позин.
Олег Жогин, один из участников выставки, отметил уместность пространства храма для рассказа о семье. Он подчеркнул, что, несмотря на десятилетия атеизма, вера тем или иным образом проникала в сознание людей - например, на него в детстве оказала влияние верующая бабушка.
Марина Спивак подчеркнула, что все работы очень личные. Отчасти это рассказ о том, как городские жители оказались в деревне, где живут и работают. Деревня - не только деревянные дома, но и деревянные храмы - она помнит, как храм великомученика Пантелеимона в Удельной подняли из руин. Основной материал на выставке - дерево, не случайно и то, что авторские "деревяшки" оказались в храме.
Действительно, основной материал на выставке - дерево. Скульпторы разнообразно используют его фактуру: например, в работе Александра Позина "Кресло-привидение" создается ощущение, что ствол практически не обработан, автор взял его, как есть. В работах этого мастера наиболее полно раскрывается тема семьи как сообщества людей: "Окно", "Под одной крышей", "Время сеять" - это изображения не отдельного человека, а семьи как целого. Геля Писарева в композиции "Деревенька" обыгрывает сочетание неокрашенного и окрашенного дерева. Есть работы и из гипса - "Детский сад" Леонида Колибабы, сочетание гипса и дерева - в уже упомянутых композициях Марины Спивак "Девочка в тумбочке" и "Буфет из детства". Художница часто использует готовые вещи - старую мебель, станину швейной машинки ("Тень моей бабушки"), а в текстильный коллаж "Пасха" включены настоящие предметы одежды - свитер, платок, юбка. Олег Жогин представил композиции из металла - "Река и небо", где в условном пейзаже угадывается человеческий профиль, и "Покаяние", отсылающее к притче о блудном сыне. Представлены работы не только семейной, но и христианской тематики: так, деревянная композиция Гели Писаревой "Мать и ребенок" недвусмысленно отсылает к богородичной иконе. Герой деревянной же скульптуры Леонида Колибабы "Воин Христов" напоминает о теме мученичества. Сюжетам Рождества Христова и Крещения Господня посвящены графические листы Марины Алексеевой.
Выставка открыта до 30 апреля по субботам и воскресеньям с 12:00 до 18:00. Вход свободный.
ИА "Вода живая",
05.03.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых
191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер AУпоминания в новостях
30 июня 2024
Вышел журнал "Вода живая" за июль-август
... Материал Наталии Щукиной "Церковь не уничтожить росчерком пера" посвящен книге историка Арсения Соколова "Православная Российская Церковь в эпоху великих потрясений (1917-1918)", которая была представлена в духовно-просветительском центре Феодоровского собора 10 марта нынешнего года ...