Выставка "Формулы Андреа Мантеньи. Североитальянская графика и возрождение античности" открылась 17 ноября в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа. Представлено более 250 памятников гравюры и рисунка, скульптуры и декоративно-прикладного искусства (камей, керамики, фрагментов доспехов). Участники экспозиции - Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени Александра Пушкина, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека.
В основе - семь собственноручных гравюр Андреа Мантеньи, известного мастера раннего Возрождения: листы "Положение во гроб", "Христос между святыми Андреем и Лонгином", две половины "Битвы морских божеств", "Богоматерь с младенцем" и парные гравюры "Вакханалия с Силеном" и "Вакханалия с винной бочкой".
"В переписке с императрицей Екатериной Второй французский философ Дени Дидро назвал гравюру "апостолом искусства", - сказал, открывая выставку, заместитель заведующего отделом западноевропейского искусства Эрмитажа Михаил Дединкин. - Этот вид искусства легко проникал сквозь границы, завоевывал новые страны, распространялся широко и повсеместно. Андреа Мантенья был одним из пионеров гравюры, кто сделал это искусство великим. Представленным листам бумаги более пяти веков, они выжили и принесли нам, как апостолы, искусство мастера. Каждая композиция опирается на памятники античной культуры, которые он изучал. Большую роль в экспозиции играют камеи - очень "эрмитажные" экспонаты, ведь их любила Екатерина Великая. Это был один из основных иконографических источников, который в то время давал информацию об античности - до великих раскопок в Риме, Помпеях и Геркулануме было еще далеко. Люди знали античность по редким памятникам, в том числе по камеям. Свободно преображая образы, которые он находил в искусстве античности, Мантенья создавал принципиально новое искусство Нового времени и Возрождения".
Куратор выставки, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Любава Чистова пояснила, что цель выставки - показать античные и средневековые прототипы образов Андреа Мантеньи и продемонстрировать, как видоизменялись в произведениях учеников и подражателей пластические формулы человеческих эмоций, найденные мастером.
Андреа Мантенья (1431-1506) - крупнейший мастер Раннего Возрождения, известный в первую очередь как живописец и гравер. Пытаясь возродить античность, он выработал особый метод: находил в произведениях наиболее выразительные позы и композиции - своеобразные формулы, выражающие пиковые эмоции - и затем использовал их. Немецкий историк искусства конца XIX - начала XX века Аби Варбург (1866-1929) ввел для подобного приема в искусстве термин "формула пафоса" - это некая изобразительная схема, которая позволяет передать эмоции и базируется на общечеловеческой способности опознавать чувства другого человека, будь он живым или изображенным.
Выставка продлится до 18 февраля, посетить ее можно по входному билету в главный музейный комплекс.
ИА "Вода живая",
17.11.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура