Представлены книги Дитриха Бонхёффера

Kниги Дитриха Бонхёффера "Хождение вслед" и "Христос и мир" были представлены 15 мая в просветительском центре Феодоровского собора. Автор -пастор Исповедующей церкви, крупнейший лютеранский теолог XX века, участник антинацистского церковного сопротивления.

Книга "Хождение вслед" - беседы и проповеди 1935-1937 годов. В страшное для Германии время победившей нацистской диктатуры пастор призывает оставаться верными Христу и идти за Ним узким путем. 

В сборнике статей и докладов "Христос и мир" впервые на русском языке представлены работы, отражающие этические взглядв пастора с конца 1920-х до середины 1930-х годов. Прослеживается путь от оправдания войны как "исторической необходимости", заложенной Богом в законы развития народа, до пацифизма и жертвенного призыва ставить палки в колеса государственной машины, идущей по человеческим костям.

Собравшихся приветствовал настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин.

Клирик собора протоиерей Димитрий Сизоненко отметил, что в Бонхёффере соединяется героическая личность и богословская мысль. XX век показал - идея о том, что современный мир "повзрослел" и больше не нуждается в Боге, потерпела фиаско. Человечество не оказалось повзрослевшим, ведь взрослого отличает от подростка ответственность. Пастор считает: если современный мир повзрослел, значит, достиг меры Христа.

Протоиерей Евгений Горячев напомнил, что в древнем Израиле священники были не только служителями скинии, но и легитимными медицинскими консультантами, общественными учителями, советниками монарха, пророками и даже руководителями вооруженных восстаний, как, например, священник Маттафия в эпоху маккавейских войн.

"Человек призван быть творцом и соучастником в деле Божия творения", отмечал Николай Бердяев. Необходимо соучастие во всем, что может быть религиозно оправдано и благословлено. Задача новозаветного клира простирается дальше храмовой солеи и исповедального аналоя. Новозаветная Церковь не может сводить богопочитание к одному ритуалу. Христианство должно пронизывать всю совокупность человеческого бытия. Что касается политики, то надо идти к людям, имеющим посты губернатора, мэра, депутата, с евангельской проповедью. То же касается паствы, ибо, как заметил еще Платон, наказанием за гражданскую пассивность является власть злодеев. Священник, обвиненный в политиканстве за то, что оценивает многообразие современной жизни с позиции новозаветного откровения, лично и публично говорит с людьми о происходящем за церковной оградой, виновен не в этом. Упрекнуть его можно лишь за то, что он делает это в недостаточной мере или расставляет акценты не по-евангельски. Политическая активность Бонхёффера стоила ему жизни, но она же спасла его от духовной деградации в эпоху национального умопомрачения и одичания, от состояния, в котором пребывают люди, по определению апостола Павла, "сожженные собственной совестью", - сказал отец Евгений.

Об эволюции взглядов Бонхёффера рассказал составитель, переводчик и автор комментариев к книге "Христос и мир" Дмитрий Лебедев.

По его словам, когда Гитлер пришел к власти, Евангелическая Церковь приняла "Арийский параграф", узаконивающий дискриминацию евреев. Через год, осенью 1934 года, образуется Исповедующая церковь, которая будет альтернативой государственной Церкви, поддерживавшей нацистов. Бонхёффер берется за образование будущих пасторов, ведет богословские курсы и читает лекции в семинарии. Они вошли в книгу "Хождение вслед", где автор размышляет о том, что значит быть христианином и насколько важно ставить Христа выше земного комфорта и попыток сделать свою жизнь удобной.

Автор предисловия к книге "Хождение вслед" и редактор книги "Христос и мир" Любовь Сумм отметила, что такого сборника, как "Христос и мир", нет ни на одном языке. На немецком есть только отдельные проповеди.

"Дитрих Бонхёффер всю жизнь относился к словам Христа как к тому, что каждый день заповедь дается заново и надо услышать то, что тебе говорят сейчас. Нельзя просто взять список десяти заповедей на скрижалях Моисеевых и Нагорную проповедь, каждый день - это новая заповедь, и она звучит так же поразительно, как звучала, когда ее произнес Христос. Этим Бонхёффер важен, потому что каждый, просыпаясь утром, осознает, кто он на этой земле и чего ждут от него ближние, каждый раз собирая себя заново в любви. Любовь - это ответственность, и она бывает жестокой", - сказала Любовь Сумм.

Она отметила, что важен опыт тех, кто, спасая других, спасали свою душу, были они верующими или нет. В ужасающих условиях тоталитаризма многие оставались людьми. Если мы это осознаем, то и в немцах способны видеть людей, с которыми, как и со всеми нами, случаются трагедии - политические и личные.

На вопрос, почему Бонхёффер популярен среди православных верующих, Дмитрий Лебедев ответил, что он пишет живо и актуально, порой резкие, провокационные вещи, например, о безрелигиозном христианстве. Он опирается на традицию и пытается сформулировать мнение Церкви, а не свое собственное. Таким образом он, как и Клайв Стейплз Льюис, универсальный автор, которого читают все христиане.

Рассуждая о жизни в условиях диктатуры, Дмитрий Лебедев привел в пример брошюру теолога "Спустя десять лет". В заметке о глупости он пишет, что это не незнание, а отсутствие интереса и включенности в процесс. Люди могут глупеть и умнеть. Человек, который выбирает не интересоваться окружающим и не включаться в процессы, глупеет, при том что может много знать. Глупость иногда хуже, чем злость: с глупцом ничего не сделаешь, если он не хочет интересоваться происходящим. Чтобы избавиться от глупости, нужно внутреннее освобождение. Для этого нужно освобождение внешнее. Пока у власти был Гитлер, сложно было внутренне освободить людей. У пастора можно учиться мыслить: он противостоит идеологической пропаганде не контрпропагандой, а честным и вдумчивым мышлением.

Согласно его воззрениям, христианин получает большую свободу, этическое творчество. Грехопадение состояло в том, что Адам и Ева захотели сами решать, что такое добро и зло, вместо того, чтобы перенимать это у Бога.

Дитрих Бонхёффер родился 4 февраля 1906 года в Бреслау. Учился на богословских факультетах университетов Тюбингена и Берлина. Защитил диссертацию по экклезиологии "Sanctorum communio" выдержал экзамен для пасторского служения, прошел практику в Барселоне. За работу "Акт и бытие" удостаивается ученой степени doctor habilitatus. До 1933 года служит студенческим пастором в Высшей технической школе Берлина. В 1933-1935 годы - пастор немецкой общины в Лондоне. В 1935-м становится руководителем проповеднической семинарии в Финкенвалъде, относящейся к Исповедующей церкви. В 1936 году (по 1941 год) Бонхёффер лишается права преподавания и получает запрет проповедовать и публиковаться. В 1939 году братский совет Исповедующей церкви уполномочивает его выехать за границу по делам экуменического движения, стремясь уберечь от военной службы и предоставить возможность к эмиграции. Однако он возвращается в Германию и участвует в движении Сопротивления. В 1943 году его арестовали. 9 апреля 1945 года по приказу фюрера в возрасте 39 лет он был казнен в концлагере Флоссенбург.

ИА "Вода живая",
15.05.24


Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых

191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер A

Упоминания в новостях

Все новости