Состоялась лекция Алексея Осипова

Лекция православного богослова, педагога и публициста, доктора богословия заслуженного профессора МДА Алексея Осипова состоялась 27 октября в Синем зале епархиального управления. Встречу организовал отдел религиозного образования и катехизации.

Председатель ОРОиК иерей Илия Макаров приветствовал гостя: "Спасибо, Алексей Ильич, что вы нашли время и возможность быть здесь. Я подумал: говорить, что вы - профессор Московской духовной академии? И решил: не буду говорить, потому что Алексей Ильич - народный профессор!" Эти слова были встречены аплодисментами.

Гость отметил, что в нынешнем году произошли события, всколыхнувшие православный мир, - разумеется, имеется в виду дарование Константинопольским Патриархатом автокефалии украинским раскольникам. С трудом можно осознать этот факт: псевдоцерковное объединение, которое возглавлял анафематствованный, лишенный сана бывший клирик и которое не признавала ни одна Церковь, в том числе Константинополь, вдруг просто, одним росчерком пера, получило автокефалию. Самоуправство патриарха Варфоломея сравнимо с Великой схизмой 1054 года.

"Догматических, непреложных истин не так много, но они таковы, что отступление от них разрушает все. Это как сказать, что дважды два будет три с полтиной. Есть основополагающие истины, которые оспорить невозможно. Церковь - дом на сваях, ее надо беречь. Если сваи разрушать, грозит падение. История свидетельствует, что происходит с Церковью, когда вдруг кто-то, вне зависимости от положения и сана, но вляющий на широкий круг людей, отступает от этих основ. Так произошло, что Рим и все западные Церкви в XI столетии отпали. Получилась какая-то другая Церковь, которая самовольно, в нарушение решения Вселенского Собора не менять ничего в Символе веры, добавила filioque. Дело не в том, что это такое и зачем это нужно, - дело в принципе: Символ веры был принят всеми Церквами. А недавно Папа Франциск изменил итальянский текст молитвы "Отче наш". Дескать, не очень понятна фраза "не введи нас во искушение", надо заменить на "не дай нам впасть в искушение". Меня спрашивают, хорошо это или плохо, правильно или нет. Но разве в этом дело? Представьте себе человека, который начал бы менять слова в стихах Пушкина или Гомера - конечно, все бы сказали: "Какое он имеет право?" Были и раньше прецеденты, когда никто иной, как Лев Толстой, начал менять Евангелие, убирать из текста все, что, по его мнению, "не подходит". Вот и теперь совершился подобный акт, только не из первого, а из второго Рима: Константинополь - второй Рим. Помните, как старец Филофей сказал, что третий Рим - Москва, а четвертому не бывать? И второй Рим сейчас объявил, что, как и Рим первый, может делать все что угодно. В ответ на естественную инициативу, которую предложил Патриарх Кирилл, - собраться всем главам Православных Церквей, - последовал отказ Патриарха Варфоломея. Вот какие нестроения могут происходить в церковной среде - и в каком масштабе!"

Неоднозначная позиция Константинополя вовсе не нова - в 1920-е Константинопольский патриарх Мелетий (Метаксакис) пошел против Патриарха Тихона, поддержал обновленчество в России. Причину подобных действий константинопольских иерархов лектор видит в том, что оба - масоны. Всех желающих профессор отослал к книге русского эмигранта, впоследствии вернувшегося в СССР, Бориса Александровского "Из пережитого в чужих краях", где автор подробно рассказывает о современном ему масонстве и о влиянии его на русскую эмиграцию. Масонство, подчеркнул Алексей Осипов, имеет целью борьбу с христианством, но не с другими религиями. Он напомнил, что масонами были практически все члены Временного правительства во главе с князем Львовым. Руководители декабристского движения также были масонами. Святитель Игнатий (Брянчанинов), ознакомившись с документами декабристов, сказал: "От какого ужаса избавлена Россия!".

Возвращаясь к теме Константинополя, лектор подчеркнул, что подобного нестроения в Церкви не было почти тысячу лет. Святитель Филарет (Дроздов) писал, что любая поместная Церковь может уклониться в ересь. Где критерий истины? Как это можно узнать? У Церкви одна задача - воспитание человека. Все остальные задачи - второстепенные. Но для этого нужно понять, чему учит Священное Писание. Протестантский принцип "Библия сама себя объясняет" не подходит: один понимает так, другой - по-другому. Должны быть четкие критерии. Православие утверждает, что критерий добра и зла - совокупный голос святых отцов, подчеркнул профессор Осипов. Он привел слова святителя Игнатия (Брянчанинова): "Оставьте и не думайте научиться, только читая Евангелие, это мысль гордая".

Святые отцы, продолжил лектор, говорят простые вещи: они направляют взор человека на его внутренний мир. Царствие Божие, подчеркнул он, - это не блаженство, а истина. Евангелие учит тому, что главное - любовь. Где нет любви - нет христианства, нет мира, нет истины, нет и Церкви. Христианство утверждает, что Бог есть любовь, - ни в одной религии мира этого нет. Вся цель Церкви - объяснить человеку, как жить, чтобы приобрести любовь. Но понимание этого осложняет одна особенность: в русском языке слишком разные понятия объединены словом "любовь", в греческом же языке эти понятия определяются разными словами. Та любовь, о которой говорит Христос, - это равное, доброе отношение ко всем, нежелание зла. Отец Небесный "повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5:45).

Профессор Осипов привел пример различных понятий, объединенных в русском языке словом "любовь", используя известный эпизод из Евангелия от Иоанна (Ин. 21:15-17): "Когда Христос спрашивает Петра: "Симоне Ионин, любиши ли Меня?", в оригинале стоит: "Αγαπας με?". Это слово означает ровное, спокойное отношение ко всем. Петр отвечает, используя другое слово: "Φιλῶ σε", оно обозначает сердечную любовь. Христос спрашивает во второй раз - и слова звучат те же. В третий раз Он уже спрашивает: "Φιλεις με?", и Петр радостно отвечает: "Теперь не отпаду во веки веков" - и не отпал. А почему? Познал себя. Чего только он поначалу ни обещал, но при первой опасности сразу отрекся. А теперь Петр познал себя и действительно мог сказать, что готов отдать жизнь за Христа".

Важно помнить, продолжил Алексей Осипов, что святые отцы говорят о нашем глубоко поврежденном состоянии. Все хорошие свойства, присущие человеческой природе, исказились. Православное учение нацелено на то, чтобы человек увидел, в каком духовно болезненном состоянии он находится. Единственный способ - сравнивать свои слова, дела, мысли и чувства с евангельскими заповедями. Многие люди искренне считают, что у них нет грехов, они не делают ничего плохого - между тем, мы и часа не можем провести друг с другом, чтобы не начать осуждать. "Хочешь узнать, кто ты, - понаблюдай за своими мыслями и чувствами. Чего я желаю? Как отношусь к людям, окружающим меня?" - предложил лектор.

Часто люди жалуются, что пытаются бороться с грехами, но борьба эта не имеет результата. Святые отцы говорят, что так будет до тех пор, пока человек не поймет, что сам он не имеет сил, чтобы исправиться. Надо смириться с тем, насколько мы больны. Можно какие-то страсти "держать", не давать им проявляться, но считать, что ты их окончательно победил, - гордыня. Гаутама Будда говорил: "Я все знаю, всего достиг, все победил". Христианский опыт говорит - это хуже любого греха. Там, где гордость, никакого исправления не будет. Преподобный Петр Дамаскин говорил, что первый признак исправления - видение грехов своих. Но не надо впадать в отчаяние: Иуда впал в отчаяние - и погиб, а Петр осознал свои грехи - и был спасен. Это состояние и называется смирением. Преподобный Исаак Сирин говорил: "Познание себя является основанием, корнем всякой благостыни для человека". Церковь - это больница, а в больнице больные не осуждают друг друга. Только спасая себя, мы можем спасать других, отметил профессор Осипов. Не случайно всем пассажирам самолета объясняют, что в случае аварии сначала надо надеть кислородную маску на себя, а потом на ребенка. Многим это кажется неправильным, но если мы наденем маску на ребенка, а сами потеряем сознание, то не спасем ни себя, ни ребенка.

В понятии "Церковь", отметил профессор Осипов, тоже есть различные аспекты. С одной стороны, Церковь - это Тело Христово, невидимое единство всех христиан в Духе Божием. Существует Церковь как сообщество верующих и Церковь как организация. "Поэтому очень важно понимать, о чем мы говорим. Эта организация, это общество должно заниматься воспитанием людей, чтобы действительно сделать их причастниками Духа Божия. Мы спасаемся не внешним исполнением церковных обрядов и предписаний, а внутренним исполнением заповедей Божиих. Если нет духовной жизни, Церковь превращается в мирскую организацию". А духовная жизнь, говорят святые отцы, начинается с молитвы. Профессор Осипов предложил начать с молитвы Иисусовой, произносимой с полным вниманием хотя бы пять раз в день, но от всей души, с полным вниманием и покаянием.

Затронул профессор Осипов и тему революции 1917 года. Он подчеркнул, что, хотя были и внешние причины, основной причиной стало оскудение веры, напомнил, что святой праведный Иоанн Кронштадтский писал о "безбожии православного народа". Семинаристы при любых народных волнениях были в первых рядах революционеров. Будущий священномученик Серафим (Чичагов), тогда архиепископ, писал о развращении и бесчувствии духовенства: "Еще год - и не будет даже простого народа вокруг нас". Митрополит Вениамин (Федченков) в книге "На рубеже двух эпох" тоже писал о кризисе веры, о потере авторитета духовенством. Завершил Алексей Осипов свое выступление словами Патриарха Тихона из его "Послания к архипастырям и пастырям Церкви Российской": "Вообще никто и ничто не спасет Россию от нестроения и разрухи, пока правосудный Господь не преложит гнева своего не милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих".

В завершение профессор Осипов ответил на вопросы. Он привез на встречу экземпляры нескольких своих книг, которые бесплатно были розданы всем желающим.

Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белеве Тульской области. По окончании МДА стал преподавать. В 2007 году стал действительным членом Российской академии естественных наук (РАЕН). Был членом учебного комитета при Священном Синоде от МДА. Входил в комиссию по вопросам христианского единства, преобразованной в Синодальную богословскую комиссию. Был членом юбилейного Поместного Собора 1988 года. Один из разработчиков основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Удостоен звания заслуженного профессора МДА. Член президиума Межсоборного присутствия и его комиссии по церковному просвещению и диаконии.

ИА "Вода живая",
27.10.19


Санкт-Петербургское епархиальное управление

191167, Санкт-Петербург, Центральный район, наб. реки Монастырки, д. 1

Упоминания в новостях