Прошла встреча, посвященная церковной общине

Встреча с настоятелем храма апостолов Петра и Павла при РГПУ имени Герцена, руководителем координационного центра по работе с глухими, слепыми и слепоглухими ОЦБСС протоиереем Димитрием Симоновым "Что делает приход общиной" состоялась 10 декабря в просветительском центре Феодоровского собора в рамках проекта "Феосреда".

Отец Димитрий отметил, что община - это наиболее адекватное церковное устройство, то, из чего должна состоять Церковь. В советские годы всякого рода общинность была под запретом и даже преследовалась властями. В 1990-е Церковь стала свободной, но главный акцент был на строительстве и восстановлении храмов, а потребность в общинной жизни была осознана позже.

Будучи семинаристом, отец Димитрий узнал о вдохновившем его опыте Албанской Церкви. Во второй половине XX века в Албании почти не оставалось духовенства и епископов. Когда Албанскую Церковь возглавил архиепископ Тиранский, Дурресский и всей Албании Анастасий, один из известных миссионеров, он сделал ставку как раз на приходские общины: сначала верующие собирались и молились в каком-то помещении, а когда сообщество людей осознавало себя общиной, они сами проявляли инициативу построить храм. 

Не секрет, что в современной России часто возникают скандальные истории вокруг строительства храмов в новостройках. Поднимается волна протестов: "Зачем вы урезаете наш сквер? Мы не хотим слышать колокольный звон по выходным". Конфликтная ситуация в СМИ обычно подается так: есть некий священник и некие аборигены, местные жители, которые выступают против. Если бы сначала была организована община, люди уже где-то собирались, дискуссия перешла бы в другую плоскость - она была бы между людьми, которым нужен храм, и теми, кому храм не нужен. Тогда никто бы не говорил, что "священники" опять хотят забрать часть сквера, где местные жители могут гулять с детьми и домашними питомцами. 

Общину можно определить как духовную семью, которая собирается на торжество - Божественную литургию. Важная семейная составляющая - общение за столом, за трапезой. У верующих тоже есть такая совместная трапеза - Евхаристия. Бог собирает Своих чад, они принимают Его приглашение, с благодарностью участвуют в Евхаристии, причем не как зрители, а в ощущении того, что собраны воедино. Для этого люди должны причащаться за каждой Божественной литургией. 

"Мы собираемся по воле Небесного Отца, Благодатью Святого Духа, вокруг трапезы Сына. Есть такой интересный образ общения с Богом, который проводится в параллели с общением между людьми: общение по принципу диалога. Я говорю - ты слушаешь, ты говоришь - я слушаю. Я обращаю к Богу молитву, Бог говорит мне. Самый простой способ говорить с Богом - это чтение Священного Писания. Я читаю Библию и слушаю таким образом Бога. Община предполагает безусловную свободу. Ты здесь не потому, что тебе так велено, а потому, что ты здесь свободно присутствуешь. Протоиерей Александр Мень расскахывал, что, будучи подростком, ходил со своей тетей на богослужения в Троице-Сергиеву лавру. Тетя ему говорила: "Как только ты захочешь уйти, мы уйдем", и это ощущение свободы давало ему силу пробыть до конца богослужения. Ощущение свободного выбора и дает возможность пребывать по-настоящему в общине", - сказал отец Димитрий.
 
По мнению отца Димитрия, современное богословие мало поднимает тему завета - личной ответственности. Человек вступает с Богом в отношения, и Бог, со своей стороны, выполняет в этих отношениях свою сторону завета. Этот образ обещания очень красиво раскрывается в брачных отношениях. Очень часто в Писании связь между душой человека и Богом раскрывается в образах брака, влюбленности. Важной составляющей брака является обещание друг другу. Когда ты даешь обещание, ты при этом еще и берешь ответственность и за данное обещание, и за другого человека. Люди собираются в общине по воле Бога, Бог нас приглашает, и мы объединяемся в одну семью. Очень разных людей Бог собирает вместе, чтобы они научились принимать друг друга со всеми сложностями. 

Что делает приход общиной? Отец Димитрий сформулировал, что это евхаристическое собрание, где люди ответственно и осмысленно присутствуют, вместе причащаются и осознают это как свое подтверждение жизни в завете с тем, чтобы после окончания богослужения продолжать быть учениками и ученицами Иисуса Христа. Логическое продолжение общей трапезы за Евхаристией, которое практикуется на многих приходах, - чаепитие после богослужения, на котором продолжается общение друг с другом. Сплачивает людей и приходское служение.

Отец Димитрий подчеркнул, что именование "братья и сестры" в Церкви - не просто фигура речи. Братьями и сестрами люди становятся потому, что Одному и Тому же говорят "Отче наш". Раз мы дети одного Отца, значит, мы братья и сестры. А вот какие мы братья и сестры, выясняется в конфликтных ситуациях: насколько я готов терпеть брата или сестру, насколько готов простить и принять, помочь человеку стать лучше. Это и есть ответственность друг за друга.

В больших соборах тяжело быть общиной - на приходах, состоящих из 100-150 человек, проще узнать друг друга и сблизиться. Прихожанам больших соборов можно объединиться вокруг какого-то служения - например, пения в церковном хоре или организации библейской группы: совместное чтение Священного Писания сплачивает людей. Большое значение имеет постоянство: мы приходим каждое воскресенье в храм независимо от того, идет ли снег, дождь, это не обсуждается. Но во всем другом, если мы хотим общинной жизни, тоже должно быть постоянство.

Протоиерей Димитрий Симонов подчеркнул, что если бы на приходе, где он служит, не было общины, он был бы обречен на вымирание - храм на последнем этаже в университете был бы никому не нужен. Важно, что на приходе осуществляется служение для инвалидов по слуху с сурдопереводом: глухие изначально замкнуты в своей общности в силу коммуникативных проблем. 

Отец Димитрий привел евангельские отрывки, которые наглядно показывают нужность общины на приходе. Первый - в словах Иисуса Христа: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:36). Второй - история о парализованном человеке, ради которого его товарищи разобрали крышу, чтобы спустить к Иисусу Христу, и Он, видя веру их, говорит расслабленному: "Чадо! прощаются тебе грехи твои" (Мк. 2:5). Если людьми в общине двигает любовь и милосердие, то по их вере, по их дружбе действует Господь. Это один из самых вдохновляющих текстов, призывающий людей становиться семьей Иисуса Христа.

"Феосреда" - проект просветительского центра Феодоровского собора, идущий второй сезон. Раз в месяц приглашаются различные спикеры, которые выступают на животрепещущие, актуальные темы. После лекционной части проходит совместное обсуждение, ответы на вопросы, дискуссии.

ИА "Вода живая",
10.12.25


Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых

191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер A

Упоминания в новостях

Все новости