Рождественские чтения прошли в Центральном округе

Региональный этап Рождественских образовательных чтений "К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность" прошел 14 декабря в здании администрации Центрального района в формате видеоконференции.

Их организовали Центр духовной культуры и образования Центрального округа, районный информационно-методический центр, Дом детского творчества "Преображенский", Союз православных предпринимателей Санкт-Петербурга, Центр культурных проектов "Кифа".

Вели чтения заместитель директора ЦДКиО Центрального округа иерей Димитрий Пономарев и руководитель Дома детского творчества "Преображенский" Вера Пичугова. Присутствовали директор ЦДКиО округа иерей Артемий Наумов и замглавы районной администрации Александр Карлов. 

Отец Димитрий отметил неоднозначность фигуры Петра I: с одной стороны, он упразднил патриаршество, с другой - основал в новой столице Александро-Невский монастырь, перенес туда мощи святого Александра Невского, способствовал принесению в город Казанской иконы Божией Матери. 

С приветствиями выступили и.о. главы администрации района Елена Федорова и наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий.

Владыка Назарий напомнил, что в уходящем году исполнилось 300 лет провозглашения России империей. История государства имеет древние корни, и все лучшее из древнего надо брать. Этому служат чтения, они приоткоыаают глубинную взаимосвязь древних времен и современности.

В докладе "Церковные реформы в эпоху Петра I" преподаватель СПбДА Дмитрий Карпук отметил, что царь создал новое государство - Московское царство сильно отличалось от Российской империи: первое находилось не на первом плане в европейской и мировой политике, второе стало государством, с которым приходилось считаться. Деятельность царя привела к секуляризации, однако она началась до его правления и продолжалась после. Первым документом, ограничивающим сферу компетенции Церкви, было Соборное уложение 1649 года, принятое при Алексее Михайловиче. В 1764 году Екатерина II поставила в этом процессе точку, издав указ о секуляризации церковных земель. "Духовный регламент" 1721 года не только упразднил патриаршество, но и способствовал созданию системы церковного образования - открытию семинарий и академий, и "золотой век" русской богословской науки, который наблюдался в начале ХХ века, - прямое следствие этой реформы. Известно отрицательное отношение императора к монашеству: он считал монахов "бесполезными" и хотел, чтобы все жители страны приносили пользу, требуя открытия при монастырях богаделен, школ, мастерских. Если в XVIII веке это казалось новшеством, противоречащим сути монашества, то вскоре развивается церковная, в том числе монастырская благотворительность. При всей важности церковных реформ для рядовых жителей страны они не имели большого значения. Обычному прихожанину все равно, кто стоит во главе Церкви, патриарх или Синод: ему важно, чтобы совершались богослужения и требы в ближайшем храме. Поэтому главной реформой Петра I можно назвать культурную - она была очевидной для всех. Заметной и смущающей православный народ реформой было также изменение календаря. 

Директор гимназии № 209 "Павловской" Дмитрий Ефимов в докладе "Роль личности Петра I в воспитании подрастающего поколения" подчеркнул связь гимназии с именем первого российского императора: Павел I воспитывался как наследник Петра Великого. Петровские преобразования - "реформы догоняющего развития": необходимо было преодолеть отставание России от европейских стран. Удивительно, что они проводились во время войны: обычно она останавливает любые реформы. После Петра I следующим государем, который предпринял значительное реформирование жизни страны, был Александр II. В беседах с детьми нужно подчеркивать царское трудолюбие, храбрость, служение России, возвеличившее страну.

Владыка Назарий выступил с докладом "Александр Невский и Петр I". Он напомнил, что до начала строительства Санкт-Петербурга эта местность представляла собою "пустынные, болотистые места", и стараниями Петра I болота превратились в прекрасный город. Царь хотел видеть Россию империей и сам стать императором, для этого ему был необходим выход к морю. Ставшую расхожей фразу, что Петр I "прорубил окно в Европу", владыка Назарий дополнил, отметив, что было прорублено даже не "окно", а "дверь": Россия подверглась массированному европейскому влиянию, которое достаточно долгое время не осмыслялось критически. Предшественником Петра, жившим за 400 лет до него, владыка Назарий назвал святого князя Александра Невского. Император сам ощущал эту преемственность, не зря же он построил Александро-Невский монастырь, куда перенес мощи святого князя. 

"Петр положил у основания обновленного государства имя и святые мощи Александра Невского, поскольку именно здесь святой князь одержал главные свои победы, обеспечил защиту Русской земли с севера и запада и покрыл себя неувядаемой славой, - сказал владыка. - Император Петр, основав здесь новую столицу, практически с самого начала задумал организацию Александро-Невского монастыря и перенесение мощей. Он мог выбрать небесным покровителем столицы любого из святых, но избрал Александра Невского. Александр Невский создал ту Россию, которую Петр потом сделал империей"
Принято считать, что князь Александр Невский договаривался дипломатическим путем с ордынскими ханами, а с западными соседями только воевал. Владыка объяснил, что такое мнение ошибочно: в частности, князь Александр вступил в переговоры и подписал договор с норвежским королем. После побед князя Александра над шведами они долго не приходили на Русь. Но потом забыли, какое сокрушительное поражение потерпели, и снова вторглись в наши пределы, и Петр I их остановил. 

Начальник районного отдела народного образования Нелли Симакова подвела итоги районных конкурсов, посвященных Петру I, среди учащихся воскресных и общеобразовательных школ. Директор Центра виртуальных технологий Михаил Шмелев провел презентацию виртуальной галереи детских творческих работ "К 350-летию со дня рождения Петра I", созданной из работ участников районного конкурса.

Сводным детско-юношеским хором Центрального района в онлайн-формате была исполнена песня Якова Дубравина на слова Олега Чупрова "Мой Петербург". Участники - хоровые коллективы ДДТ "Преображенский", школ №№ 207, 304, гимназий №№ 171, 209 ("Павловской"), детский хор воскресной школы "Нечаянная радость" Александро-Невской лавры, детские хоры воскресных школ храма святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице и храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной улице

ИА "Вода живая",
14.12.21


Упоминания в новостях