ПРАВОСЛАВНЫЙ ОПЫТ УТВЕРЖДЕНИЯ ТРЕЗВОСТИ

29 марта 2006 года в Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии по благословению ректора академии архиепископа Тихвинского Константина прошел семинар, посвященный проблемам ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма.

29 марта 2006 года в Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии по благословению ректора академии архиепископа Тихвинского Константина прошел семинар, посвященный проблемам ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма. Семинар для студентов Санкт-Петербургских духовных школ был организован Отделом по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии и Ассоциацией ХМДС. Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму представляет доклад "Православный опыт утверждения трезвости", прочитанный ответственным секретарем Отдела, руководителем Школы трезвения в Александро-Невской лавре Владимиром Анатольевичем Цыганковым.

С середины XIX века в России стало стихийно развиваться народное движение за трезвость. Сотни крестьянских приговоров в десятках губерниях постановляли "закрыть торговлю в кабаках, питейных заведениях и других лавках". В одних селах такие приговоры распространялись только на праздничные и воскресные дни, в других - на все дни в течение года, а в иных местах - навсегда. Причиной отказа от винопития стало такое неистовое спаивание кабатчиками народа, что по свидетельству современников "гумна очистились от хлеба, карманы от денег, мозги от ума и сила русского народа была потрясена".

Стихийное движение за трезвость было поддержано Русской Православной Церковью. В 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям "…живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина…". Указ ободрил духовенство, и в южных губерниях, Киевской и Херсонской, вспыхнула новая, еще более сильная и плодотворная борьба против распространения виноторговли. Доход местных откупщиков за один год понизился сразу на 100 000 рублей. В 1885 году Синод предписывал епархиальным архиереям не допускать продажи спиртного на церковных и монастырских землях, что тоже внесло значительный вклад в дело утверждения народной трезвости.

Настоящий расцвет русского трезвенного движения наступил после определения Святейшего Синода, которое подготовил в 1889 году обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (21.05.1827-10.03.1907). Этим определением Святейший Синод призвал духовенство содействовать правительству в борьбе с пьянством, учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни.

В 1909 году Синод вновь обратился к правящим архиереям всех епархий с просьбой "силою архипастырского влияния и власти" вменить вверенному им духовенству в обязанность "воздействовать на прихожан живой, убежденной проповедью и беседами о вреде пьянства, о необходимости искоренения его, особенно во время праздников церковных и семейных, а также при решении дел общественных и частных". Как в прежних своих определениях, так и в определении 1909 года, Святейший Синод указывал на особое значение приходских обществ трезвости в деле противодействия алкоголизму в России.

Основоположником русских православных трезвенных традиций по праву считается выдающийся ученый, педагог и подвижник благочестия Сергей Александрович Рачинский (02.05.1833-02.05.1902). Рачинский впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: православная трезвенная работа может быть по настоящему плодотворной только при церковном приходе. Только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческих душ от пороков. Как глубоко и искренне верующий православный христианин, Рачинский сразу же указал, что человек должен непременно осознать главный мотив присоединения к обществу трезвости - "желание жить жизнью, Богу угодною", "жить в Боге и для Бога", то есть главным мотивом должно стать практическое осуществление заповедей Божиих.

Народ чувствовал, что губительный порок пьянства гасит в душе свет правды Христовой, а потому живо интересовался беседами о православной вере. Рачинский указал на основной метод работы - соединение идей трезвости с православным просвещением. Народный учитель подчеркивал, что посредством оживления религиозного чувства и углубления духовных познаний люди без принуждения, естественным образом обретают трезвость. Он часто говорил, что рядом со вниманием ко всякому доброму слову, слышимому в храме, школе или обществе трезвости, рождается стремление осуществить в жизни воспринятое сердцем учение. Рачинский определил и главное средство обретения трезвой жизни - обет трезвости как церковная форма отречения от пьянства.

На принципах Рачинского строилась работа подавляющего большинства православных приходских обществ трезвости. В 1912 году количество этих обществ было 1 767, а число членов в них приближалось к полумиллиону. В Санкт-Петербургской епархии в то время действовало 51 приходское общество трезвости, а число членов в них насчитывалось 249 800 человек.

На рубеже XX-XXI веков в России вновь начало широко развиваться православное трезвенное движение. Сейчас наиболее активно идет приходская трезвенная работа в Санкт-Петербургской, Московской, Екатеринбургской, Ярославской, Тверской, Абаканской, Магаданской, Читинско-Забайкальской епархиях. В Санкт-Петербургской епархии можно назвать целый ряд православных обществ трезвости, где людям помогают преодолеть зависимость к психоактивным веществам. Пример тому - братство трезвости при храме преподобномученика Андрея Критского в Сергиево, Школа трезвения при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму, общество православных христиан-трезвенников в приходе храма Новомучеников и Исповедников Российских у Московского вокзала, Александро-Невское общество трезвости при соборе св. вмч. Екатерины в г. Луге, православное братство "Трезвение" при храме св. прав. Иова Многострадального г. Тихвина и многие другие.

Однако ситуация с алкоголепотреблением в России до революции и в наше время отличается весьма значительно. Возьмем для сравнения показатели среднедушевого потребления спиртных напитков в год (в литрах 100-% спирта). В 1905 году этот показатель в нашей стране составлял 3, 13 литра чистого спирта на одного жителя. Накануне горбачевской антиалкогольной компании среднедушевой уровень потребления алкоголя уже превысил 14 литров чистого спирта в год, а ныне по экспертным оценкам этот показатель достиг отметки в 25 литров. А ведь по заключению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) вырождение народа начинается тогда, когда эта цифра достигает 8 литров. Сегодня процесс самоуничтожения русской нации идет с более чем с трехкратной скоростью! Вот почему до революции наблюдался постоянный прирост населения, а с начала 1990-х годов мы наблюдаем вымирание русского народа. Ныне смертность превышает рождаемость в среднем по России в 1,6-1,8 раза, а в отдельных регионах в 2-3 раза, по продолжительности жизни мужчин наша страна занимает 136-е место в мире (59 лет), у женщин средняя продолжительность жизни составляет 72 года (91-е место в мире). Совсем недавно, 14 марта, председатель комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева заявила РИА "Новости", что если ситуация не изменится, численность населения страны может уже к 2030 году упасть до 120 миллионов человек, а примерно к 2075 году до 80 миллионов.

Таким образом, мы сейчас столкнулись с ситуацией демографического кризиса, одними из главнейших причин которого является алкоголизм, наркомания и табакокурение. По экспертным оценкам количество алкоголезависимых людей сегодня в России насчитывается около 10-12 миллионов человек, наркоманов - 5-6 миллионов, около 40 % взрослого населения курит. Вполне понятно, что ныне, еще более чем столетие тому назад, встает необходимость развития приходской православной трезвенной работы. Мне, как руководителю Школы трезвения при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму, хотелось бы более подробно рассказать о нашем опыте помощи людям, страждущим от алкоголизма и никотинизма.

Наша Школа трезвения действует в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре с октября 2004 года. В работе Школы принимают участие пять священников, медицинский психолог, врач и несколько мирян, имеющих многолетний личный опыт абсолютной трезвости. Здесь на специальных курсах оказывается помощь людям, желающим преодолеть алкогольную, табачную и игровую зависимости.

Специальные курсы по преодолению зависимостей состоят из двух этапов. Первый этап - подготовительный. Он состоит из трех занятий или индивидуальных консультаций. На этом первом, весьма важном этапе работы над собой, наши слушатели получают знания о природе зависимостей, об эффективных способах их преодоления, приобретают необходимые сведения для начала трезвой жизни. Человеку предлагается разобраться в том, насколько сильно его стремление измениться, стать лучше. На подготовительный курс принимаются только зависимые люди, а их близкие приглашаются в Школу трезвения на второй, основной этап курса.

На основном курсе слушатели смогут познакомиться с теми, кто уже долгий период ведет трезвый образ жизни. Здесь проходят интересные встречи со священниками, врачами, писателями, общественными деятелями. Цель основного курса - закрепить установку на трезвый образ жизни и помочь в воцерковлении. Нашим слушателям и их близким мы рекомендуем посещать встречи основного курса хотя бы в течение полугода.

Изучение дореволюционного опыта утверждения трезвости, а также святоотеческого взгляда на природу страстей, к которым относится и алкоголизм, и никотинизм позволили нам понять, что истоками этих так называемых "химических" зависимостей являются не столько биохимические нарушения в обменных процессах центральной нервной системы, сколько поврежденность души страстями. Зависимость от психоактивных веществ - прежде всего духовно-нравственное заболевание, а потому требуют главным образом духовного лечения и духовно-нравственного воспитания с целью восстановления частично поврежденной личности зависимого человека. Программа, на основе которой строится помощь людям в Школе трезвения, называется "Лествица трезвения". Она опубликована во втором выпуске журнала "Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму", размещена на нескольких сайтах в Интернете.

В Школе трезвения используется как дореволюционный, так и современный православный опыт помощи зависимым людям, который основывается на духовно-нравственном изменении личности. Первейшая задача в деле духовно-нравственного воспитания нам видится в том, чтобы зависимый человек увидел свою болезнь (а он только через несколько недель посещения Школы трезвения начинает воспринимать себя как зависимого и связывать пристрастие к алкоголю и сигаретам с разрушительными последствиями для души и тела).

Большая часть нашей работы связана с тем, чтобы научить слушателей общаться друг с другом, определять и выражать свои чувства в группе, а не замыкаться в себе. Кроме того, мы считаем крайне важным помочь отрезвляющемуся человеку научиться переживать периоды эмоциональной нестабильности, характерной для ранних этапов трезвости. Посредством живого обсуждения между собой слушатели учатся понимать, что страхи, уныния, сомнения, саможаление - это обычные чувства в период выхода из зависимости, а не поводы для отравления души и тела алкоголем или табачным дымом. Наши слушатели учатся проживать дискомфортные чувства без помощи спиртного и сигарет, выражать их конструктивными способами.

Одним из важных компонентов в преодолении алкогольно-табачной зависимостей мы считаем создание трезвой семьи наших выпускников, в которой создается обстановка, помогающая зависимым людям ощутить радость трезвой жизни, обрести круг трезвого общения, где постоянно присутствуют поддержка и взаимопонимание.

Многолетний опыт православной приходской трезвенной работы показывает, что успех в преодолении алкогольной и табачной зависимостей достигается тогда, когда наши подопечные проходят определенный порядок работы над собой. Вкратце мне хотелось бы рассказать, в чем состоит этот порядок:

1. Слушатели Школы трезвения осознанно выбирают трезвость, очистив свой рассудок от ложных "питейных" и "табачных" представлений, усвоив достоверные трезвенные убеждения.

2. Познав невозможность собственными силами избавиться от глубоко укоренившихся в душе страстей, обретают упование на Бога и веру в Него.

3. Каются за содеянное, совершают глубоко прочувствованную исповедь в храме.

4. Принимают решение жить в согласии с Божией волей и своей совестью, которая с каждым днем сильнее и сильнее понуждает очищать душу от зла.

5. Обретают высокую цель жизни - спасение души.

6. С Божией помощью упорно преодолевают жизненные препятствия, учатся видеть окружающий мир, в котором есть место добру.

7. В случае срыва пытаются разобраться в том, что сделали неверно, зная: падение - еще не гибель, а нераскаянный грех - это смерть.

8. В неудачах винят себя, а не обстоятельства или людей, воспринимают окружающий мир как духовное училище, в котором одна ситуация учит добродетели, другая подсказывает, как делать не стоит, а третья оказывается экзаменом выученному уроку.

9. Стремятся помогать высокому делу утверждения трезвости, принимая наш принцип: "Помогая другим, я, тем самым помогаю и себе".

10. Отношения в семье строят по пословице "где любовь да совет - там и горя нет" (это сделать легче, если курс Школы трезвения посещают члены семьи).

Информация Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму
Санкт-Петербургской епархии