ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИБЛИОТЕКАРЯ

Представляем статью зав. библиотекой Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни Неониллы Голубятниковой.

"О, Тимофее! Предание сохрани".
(1 Тим. 6, 20)

Актуальной становится проблема качества фондов православных библиотек. Начать следует с изучения читателей и уточнения сущности и задач церковных библиотек, для этого:

1. выявить группы читателей по степени воцерковленности, наметить задачи библиотекаря применительно к каждой из групп,

2. сегментировать читательские запросы в зависимости от цели запроса, выявить группы читателей по профессиональному признаку, наметить линию действий библиотекаря для улучшения обслуживания и качества фонда,

3. определить линию работы библиотекаря над собой, над своим духовным состоянием, своим образованием - миссионерским, катехизаторским и библиотечным, педагогическим.

Статистические данные
библиотеки С.-Петербургского подворья Оптиной пустыни

Фонд на 02 января 2006 г.

Объем книжного фонда 17 000 ед. хран.
- периодики 12 000 ед. хран.
- CD, DVD 130 ед. хран.
- видеокассет 315 ед. хран.
- аудиокассет 1 500 ед. хран.

Обслуживание за 2005 г. (28 часов в неделю, т.е. 1/2 раб. дня без выходных)

Количество читателей 615 абонентов
Посещаемость суммарная 2 300 посещений в год
Выдача книг 3 625 экз.
- периодики 495 экз.
- CD, DVD 460 экз.
- видеокассет 465 экз.
- аудиокассет 315 экз.

Проводилось 5-6 бесед, лекций и занятий в неделю, собиравших в небольшом читальном зале до 15-20 человек.

Показатели интенсивности пользования фондами

Читаемость: 8,72. Среднестатистический читатель воспользовался за год почти 9 изданиями из фондов (включая АВД, листовой материал и др.)

Посещаемость: 3,74. Среднестатистический читатель пользовался фондами библиотеки почти 4 раза за год (посещаемость бесед учитывалась отдельно).

Обращаемость фонда: 0,17. Степень использования фондов составляет 0,17.

Обеспеченность изданиями: 50,32. На одного читателя приходится около 50 изданий (включая АВД, листовой материал и др.)

Коэффициент использования фонда (соответствие фонда и книговыдачи): 5,77.

Группы читателей по степени воцерковленности и задачи библиотекаря:

1. посторонний человек - конкретная тема научного или общекультурного характера - миссионерская задача библиотекаря;

2. крещеные, начинающие воцерковляться - содействие катехизическим занятиям - библиотекарь в помощь священнику;

3. "искренние неофиты" - чтение по благословению священника - послушание библиотекаря духовнику читателя;

4. воцерковленные миряне - определение духовного пути - содействие библиотекаря духовному самоопределению читателя и поиску духовника,

5. миряне с большим церковным опытом, или "давно в Церкви" - чтение по благословению духовника - послушание библиотекаря духовнику читателя;

6. монахи и клирики - конкретный запрос или поручение библиотекарю - послушание читателю или настоятелю.

Возможно, священнослужители прихода сочтут нужным составить для руководства библиотекарю краткие списки книг для читателей 2, 3 и 4 групп по принципу "не навреди", но продуктивнее воспитать хорошего помощника.

Работа церковного библиотекаря - это живое общение, а не запись слов и не набор книг, не формулы, а своеобразная диакония, бережное и деликатное соучастие в духовной жизни читателя, служение его спасению. Начинающим читателям (первые три группы), библиотекарь помогает определить тему чтения, подсказывает книги, он должен иметь навыки общения и помощи в духовных вопросах. В ряде случаев по приходскому общению или по участию в беседах и занятиях библиотекарю уже известна личность конкретного читателя, это облегчает задачу подбора книг.

В церковных библиотеках неактуальна конфиденциальность сведений о чтении (поэтому не нужны номера читательских билетов, достаточно алфавита фамилий), но соблюдаются заповеди и нормы христианского поведения.

В церковных библиотеках невозможна безучастная выдача библиотекарем читателю заведомо духовно вредных изданий (что должно быть следствием Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря, принятого РБА в 1999 г.).

В светских библиотеках духовно-нравственной стороне общения библиотекаря и читателя, возможно, не уделяется такого внимания.

Вел. князь Ярослав Мудрый
Вел. князь
Ярослав Мудрый

Духовное состояние православного библиотекаря определяется укорененностью в отеческих традициях. Воцерковленность - это одуховленность. Библиотекарь должен быть искателем истины и исполнителем отеческих писаний, ибо "отеческие писания читаются деяниями".

Обратимся к истории библиотечного дела на Руси и найдем положительные примеры всепоглощающего подвижнического служения, одной из сторон которого становится библиотечное созидание. Самый ранний - деятельность великого князя Ярослава Мудрого, строившего города, открывавшего духовные училища, собравшего около 1037 г. первую на Руси общедоступную библиотеку Софийского собора в Киеве (его личная княжеская библиотека не может называться общедоступной).

Подготовка
подготовка книг
для Софийского собора

Трудами и попечением его младшего современника, прп. Феодосия Печерского, создавалась библиотека будущей Киево-Печерской лавры. По благословению прп. Феодосия был предпринят перевод Типикона патриарха Алексия Студита (поздняя редакция Студийского устава), по которому долго жил Киево-Печерский монастырь и вся Русь; по уставу, монахам вменялось в обязанность читать книги. Собирались и переписывались лучшие книги, причем книгописец монах Илларион денно и нощно трудился в келье преподобного, монах Никон книги переплетал, прп. Феодосий сам прял нити для переплета.

Прп. Феодосий Печерский
прп. Феодосий
Печерский

Это известно из его жития, написанного прп. Нестором Летописцем, тоже послушавшимся в обители при прп. Феодосии. Имена первых книгохранителей Киево-Печерского монастыря неизвестны, возможно, хранение книжной казны было дополнительным послушанием, но прп. Феодосий был руководителем библиотеки.

Прп. Евфросиния Полоцкая
Прп. Евфросиния
Полоцкая

Прп. Евфросиния Полоцкая (XII в.) хранила и с общиной сестер переписывала книги при Софийском соборе в Полоцке, впоследствии основала два монастыря, ставших важными центрами благотворительности и культуры на Руси.

Прпп. Феодосий Печерский и Евфросиния Полоцкая могут считаться святыми покровителями церковных библиотекарей.

Однако не все известные нам из истории библиотекари были строго православны, а духовное образование может послужить и к погибели. Надо извлечь урок из печальных страниц жизнеописаний библиотекарей.

Чернец Григорий Отрепьев, бывший весьма грамотен и несший послушание библиотекаря в Чудовом монастыре, впоследствии стал самозванцем на царский трон Лжедмитрием I.

Был библиотекарем московской Румянцевской библиотеки философ Николай Федоров, известный своими своими пантеистическими и человекобожескими идеями, в частности проектом всеобщего воскрешения предков усовершенствовавшимися потомками.

Можно предложить такое рабочее определение: церковная библиотека - действующее хранилище Священного Предания Церкви.

Священное Предание - источники и способы истинного познания христианского Откровения, иначе - общая форма сохранения и распространения Церковью своего учения. Буквально греческое слово παράδοδις означает преемственную передачу, например, передачу по наследству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому (здесь и далее по Катехизису свящ. Олега Давыденкова).

В Новом Завете мы можем найти ряд мест, которые указывают на важность Предания в жизни Церкви:

2 Фес. 2, 15: "...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим".

1 Кор. 11, 2: "Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам".

1 Тим. 6, 20: "О, Тимофей! храни преданное тебе.".. Или славянский текст, более соответствующий греческому оригиналу: "О, Тимофее! Предание сохрани".

Пользуясь выражением прот. Георгия Флоровского, можно сказать, что духовная ответственность библиотекаря - это "тождество свидетельства" о православной вере.

Тождеством свидетельства должно характеризоваться как служение библиотекаря, так и состав фонда, и его организация.

Ядро фонда составляют : Священное Писание; древние символы и исповедания веры; древние правила (например, Апостольские Правила), и каноны (определения и правила Вселенских Соборов и некоторых поместных соборов, которые приняты всей полнотой Вселенской Церкви); литургическая практика Церкви (богослужебные книги - минеи, триоди, октоихи и т.д.); издания по церковному искусству: иконописи, гимнографии, архитектуре и т. д.; мученические акты и жития святых; древние церковные истории; творения святых отцов и учителей Церкви; древняя церковная практика, т. е. различного рода уставы, узаконения, которые касаются, например, постов, различные богослужебные правила, благочестивые обычаи и традиции и т. д.

Однако есть Писание и писания, Предание и предания, православные публицисты могут иметь частное богословское мнение. Просветительские издания, включая брошюры, являются необходимой частью фонда церковной библиотеки, гражданская история России и православная художественная литература являются его важными разделами. Время покажет подлинную ценность отдельных изданий.

Частью Священного Предания является не только содержание ядра фонда, но и сам способ организации его, структурность библиотеки, ее рубрикатор.

Отметим, что разделы православного мировоззрения определены в богословских трудах прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.) Его обширный догматический свод "Источник знания", включающий "Точное исповедание православной веры", - это опыт системы христианского богословия. Разработке предметных рубрик послужил его труд "Священные сопоставления" ("Священные параллели") - свод отеческих изречений по различным вопросам веры и благочестия, расположенный в алфавитном порядке, по предметам (ср. статью о Иоанне Дамаскине прот. Г. Флоровского).

Три современных рубрикатора, составленных в Москве, - Синодальной библиотеки (гл. библиограф - прот. А. Троицкий), МДА и ПСТГУ - приведены проф. С.П. Фунтиковой в ее книге "Православные библиотеки: прошлое и настоящее".

У нас в епархии используется рубрикатор, подготовленный преподавателями СПбДАиС.

Другой способ изучения читательской аудитории -

сегментирование читательских запросов:

1. личные запросы

нравственно-аскетические насельники
подворья,
прихожане
и горожане
самообразование (богословие, агиография, история Церкви и др.)
нравственно-педагогические (семья и дети)

2. профессиональные запросы

священно- церковнослужители клир,
прихожане
и горожане
преподаватели православных институтов, курсов,гимназий, воскресных школ
экскурсоводы православные
иконописцы
преподаватели светских институтов, курсов, гимназий, школ
медики
другие профессии

3. фактографические справки

светские организации - справки

При работе с читателями мы выделяем категории читателей, требующие наибольшего внимания библиотекаря:

- священнослужители и монашествующие,

- учителя, преподаватели, экскурсоводы,

а также такая возрастная группа, как подростки.

Им уделяется наибольшее внимание библиотекаря, ведутся тематические списки изданий для ускорения библиографического обслуживания, в первую очередь выдаются "очередные" книги и предоставляются разнообразные привилегии. Планируем ввести распространение списков новых поступлений по профессии читателей.

Для ядра фонда, являющегося частью Священного Предания Церкви, безусловными являются функции накопления (в пределах установленной экземплярности) и сохранения, отсев минимален.

Для просветительских изданий, более соответствующих коммуникационной функции, а также более связанных с профессиональной деятельностью или семейной жизнью читателей, в первую очередь необходимо применение закона соответствия, разработанного Ю.В. Григорьевым, - соответствия состава и величины библиотечного фонда задачам, решаемым библиотекой в обществе в данный момент времени и в данном месте, которые конкретизируются в информационных потребностях (читательских запросах).

Фонд нашей библиотеки в состоянии роста, мы только сейчас приближаемся к тому состоянию, когда статистика по видам изданий и по разделам будет презентативна и позволит делать какие-либо выводы, однако можно наметить первые шаги для повышения качества фонда:

1. раскрытие фонда в первую очередь священнослужителям, проводящим беседы с читателями (подготовка для священнослужителей списков тематических и новых поступлений);

2. уменьшение экземплярности изданий, оставляемых в фонде с мемориальной целью. Выявление излишне дублетных изданий и списание их с передачей в другие православные библиотеки. Взаимная забота библиотек о полноте фондов;

3. сегментирование состава читателей по профессионально-социальному признаку с целью изучения обеспечения их запросов;

4. библиографическое изучение фонда, т.е. сверка информационно-библиографических пособий, учебных программ и т.д. с каталогом библиотеки;

5. учет и изучение отказов.

В автоматическом режиме можно проводить анализ состава читателей и состава фонда, для этого нами разработаны подполя кода "характер документа" и кода "целевое назначение" для используемой АИБС "Ирбис".

Большую проблему представляет духовное и профессиональное образование церковных библиотекарей.

Необходимо регулярное проведение семинаров для начинающих библиотекарей, таких как проводятся уже в Московской, С.-Петербургской и Рязанской епархиях (в Московской епархии - на базе МГУКИ).

Для библиотекарей, которых можно назвать по аналогии с читателями "давно на приходе", необходимы отделения в православных институтах с изучением основ богословских дисциплин, миссионерства, а также специальных предметов, связанных с управлением фондом и автоматизацией.

В рамках самообразования библиотекарю следует изучать под руководством духовника историю Церкви, основы догматического богословия и другие разделы Священного Предания.

Для профессионального общения необходимо общее для библиотекарей, издателей и книгопродавцев периодическое издание - "Православный книжник".

Необходимы встречи, обмен опытом профессиональной деятельности на благо просвещения общества в духе православной веры и культуры, в частности духовно-нравственного воспитания подростков. В этом году впервые, по благословению архим. Иоанна (Экономцева), под председательством прот. Александра Троицкого, проф. С.П. Фунтиковой и засл. работника культуры Е.М. Зуевой работала библиотечная секция на Рождественских чтениях.

Для координации практической деятельности и содействия профессиональному росту необходимо развитие в епархиях методических объединений православных библиотекарей, в которые могут входить как церковные библиотекари, так и православные библиотекари, работающие в мирских учреждениях (школах, больницах). В С.-Петербургской епархии такое объединение существует с 2003 г. по благословению прот. А. Зелененко, председателя ОРОиК епархии.

Словами прот. Георгия Флоровского можно подытожить: цель каждого церковного библиотекаря и церковной библиотеки - самому сделаться звеном в непрерывной цепи передачи богооткровенной истины.

Неонилла Голубятникова,
зав. библиотекой
Санкт-Петербургского подворья
Оптиной пустыни

Автор благодарит священнослужителей, внесших важные дополнения в эту статью.

Страница церковных библиотек