"О, Тимофее! Предание сохрани".
(1 Тим. 6, 20)
Актуальной становится проблема качества фондов православных библиотек. Начать следует с изучения читателей и уточнения сущности и задач церковных библиотек, для этого:
1. выявить группы читателей по степени воцерковленности, наметить задачи библиотекаря применительно к каждой из групп,
2. сегментировать читательские запросы в зависимости от цели запроса, выявить группы читателей по профессиональному признаку, наметить линию действий библиотекаря для улучшения обслуживания и качества фонда,
3. определить линию работы библиотекаря над собой, над своим духовным состоянием, своим образованием - миссионерским, катехизаторским и библиотечным, педагогическим.
Статистические данные
библиотеки С.-Петербургского подворья Оптиной пустыни
Фонд на 02 января 2006 г.
Объем книжного фонда | 17 000 ед. хран. |
- периодики | 12 000 ед. хран. |
- CD, DVD | 130 ед. хран. |
- видеокассет | 315 ед. хран. |
- аудиокассет | 1 500 ед. хран. |
Обслуживание за 2005 г. (28 часов в неделю, т.е. 1/2 раб. дня без выходных)
Количество читателей | 615 абонентов |
Посещаемость суммарная | 2 300 посещений в год |
Выдача книг | 3 625 экз. |
- периодики | 495 экз. |
- CD, DVD | 460 экз. |
- видеокассет | 465 экз. |
- аудиокассет | 315 экз. |
Проводилось 5-6 бесед, лекций и занятий в неделю, собиравших в небольшом читальном зале до 15-20 человек.
Показатели интенсивности пользования фондами
Читаемость: 8,72. Среднестатистический читатель воспользовался за год почти 9 изданиями из фондов (включая АВД, листовой материал и др.)
Посещаемость: 3,74. Среднестатистический читатель пользовался фондами библиотеки почти 4 раза за год (посещаемость бесед учитывалась отдельно).
Обращаемость фонда: 0,17. Степень использования фондов составляет 0,17.
Обеспеченность изданиями: 50,32. На одного читателя приходится около 50 изданий (включая АВД, листовой материал и др.)
Коэффициент использования фонда (соответствие фонда и книговыдачи): 5,77.
Группы читателей по степени воцерковленности и задачи библиотекаря:
1. посторонний человек - конкретная тема научного или общекультурного характера - миссионерская задача библиотекаря;
2. крещеные, начинающие воцерковляться - содействие катехизическим занятиям - библиотекарь в помощь священнику;
3. "искренние неофиты" - чтение по благословению священника - послушание библиотекаря духовнику читателя;
4. воцерковленные миряне - определение духовного пути - содействие библиотекаря духовному самоопределению читателя и поиску духовника,
5. миряне с большим церковным опытом, или "давно в Церкви" - чтение по благословению духовника - послушание библиотекаря духовнику читателя;
6. монахи и клирики - конкретный запрос или поручение библиотекарю - послушание читателю или настоятелю.
Возможно, священнослужители прихода сочтут нужным составить для руководства библиотекарю краткие списки книг для читателей 2, 3 и 4 групп по принципу "не навреди", но продуктивнее воспитать хорошего помощника.
Работа церковного библиотекаря - это живое общение, а не запись слов и не набор книг, не формулы, а своеобразная диакония, бережное и деликатное соучастие в духовной жизни читателя, служение его спасению. Начинающим читателям (первые три группы), библиотекарь помогает определить тему чтения, подсказывает книги, он должен иметь навыки общения и помощи в духовных вопросах. В ряде случаев по приходскому общению или по участию в беседах и занятиях библиотекарю уже известна личность конкретного читателя, это облегчает задачу подбора книг.
В церковных библиотеках неактуальна конфиденциальность сведений о чтении (поэтому не нужны номера читательских билетов, достаточно алфавита фамилий), но соблюдаются заповеди и нормы христианского поведения.
В церковных библиотеках невозможна безучастная выдача библиотекарем читателю заведомо духовно вредных изданий (что должно быть следствием Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря, принятого РБА в 1999 г.).
В светских библиотеках духовно-нравственной стороне общения библиотекаря и читателя, возможно, не уделяется такого внимания.
Вел. князь
Ярослав Мудрый |
Духовное состояние православного библиотекаря определяется укорененностью в отеческих традициях. Воцерковленность - это одуховленность. Библиотекарь должен быть искателем истины и исполнителем отеческих писаний, ибо "отеческие писания читаются деяниями".
Обратимся к истории библиотечного дела на Руси и найдем положительные примеры всепоглощающего подвижнического служения, одной из сторон которого становится библиотечное созидание. Самый ранний - деятельность великого князя Ярослава Мудрого, строившего города, открывавшего духовные училища, собравшего около 1037 г. первую на Руси общедоступную библиотеку Софийского собора в Киеве (его личная княжеская библиотека не может называться общедоступной).
подготовка книг
для Софийского собора |
Трудами и попечением его младшего современника, прп. Феодосия Печерского, создавалась библиотека будущей Киево-Печерской лавры. По благословению прп. Феодосия был предпринят перевод Типикона патриарха Алексия Студита (поздняя редакция Студийского устава), по которому долго жил Киево-Печерский монастырь и вся Русь; по уставу, монахам вменялось в обязанность читать книги. Собирались и переписывались лучшие книги, причем книгописец монах Илларион денно и нощно трудился в келье преподобного, монах Никон книги переплетал, прп. Феодосий сам прял нити для переплета.
прп. Феодосий
Печерский |
Это известно из его жития, написанного прп. Нестором Летописцем, тоже послушавшимся в обители при прп. Феодосии. Имена первых книгохранителей Киево-Печерского монастыря неизвестны, возможно, хранение книжной казны было дополнительным послушанием, но прп. Феодосий был руководителем библиотеки.
Прп. Евфросиния
Полоцкая |
Прп. Евфросиния Полоцкая (XII в.) хранила и с общиной сестер переписывала книги при Софийском соборе в Полоцке, впоследствии основала два монастыря, ставших важными центрами благотворительности и культуры на Руси.
Прпп. Феодосий Печерский и Евфросиния Полоцкая могут считаться святыми покровителями церковных библиотекарей.
Однако не все известные нам из истории библиотекари были строго православны, а духовное образование может послужить и к погибели. Надо извлечь урок из печальных страниц жизнеописаний библиотекарей.
Чернец Григорий Отрепьев, бывший весьма грамотен и несший послушание библиотекаря в Чудовом монастыре, впоследствии стал самозванцем на царский трон Лжедмитрием I.
Был библиотекарем московской Румянцевской библиотеки философ Николай Федоров, известный своими своими пантеистическими и человекобожескими идеями, в частности проектом всеобщего воскрешения предков усовершенствовавшимися потомками.
Можно предложить такое рабочее определение: церковная библиотека - действующее хранилище Священного Предания Церкви.
Священное Предание - источники и способы истинного познания христианского Откровения, иначе - общая форма сохранения и распространения Церковью своего учения. Буквально греческое слово παράδοδις означает преемственную передачу, например, передачу по наследству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому (здесь и далее по Катехизису свящ. Олега Давыденкова).
В Новом Завете мы можем найти ряд мест, которые указывают на важность Предания в жизни Церкви:
2 Фес. 2, 15: "...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим".
1 Кор. 11, 2: "Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам".
1 Тим. 6, 20: "О, Тимофей! храни преданное тебе.".. Или славянский текст, более соответствующий греческому оригиналу: "О, Тимофее! Предание сохрани".
Пользуясь выражением прот. Георгия Флоровского, можно сказать, что духовная ответственность библиотекаря - это "тождество свидетельства" о православной вере.
Тождеством свидетельства должно характеризоваться как служение библиотекаря, так и состав фонда, и его организация.
Ядро фонда составляют : Священное Писание; древние символы и исповедания веры; древние правила (например, Апостольские Правила), и каноны (определения и правила Вселенских Соборов и некоторых поместных соборов, которые приняты всей полнотой Вселенской Церкви); литургическая практика Церкви (богослужебные книги - минеи, триоди, октоихи и т.д.); издания по церковному искусству: иконописи, гимнографии, архитектуре и т. д.; мученические акты и жития святых; древние церковные истории; творения святых отцов и учителей Церкви; древняя церковная практика, т. е. различного рода уставы, узаконения, которые касаются, например, постов, различные богослужебные правила, благочестивые обычаи и традиции и т. д.
Однако есть Писание и писания, Предание и предания, православные публицисты могут иметь частное богословское мнение. Просветительские издания, включая брошюры, являются необходимой частью фонда церковной библиотеки, гражданская история России и православная художественная литература являются его важными разделами. Время покажет подлинную ценность отдельных изданий.
Частью Священного Предания является не только содержание ядра фонда, но и сам способ организации его, структурность библиотеки, ее рубрикатор.
Отметим, что разделы православного мировоззрения определены в богословских трудах прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.) Его обширный догматический свод "Источник знания", включающий "Точное исповедание православной веры", - это опыт системы христианского богословия. Разработке предметных рубрик послужил его труд "Священные сопоставления" ("Священные параллели") - свод отеческих изречений по различным вопросам веры и благочестия, расположенный в алфавитном порядке, по предметам (ср. статью о Иоанне Дамаскине прот. Г. Флоровского).
Три современных рубрикатора, составленных в Москве, - Синодальной библиотеки (гл. библиограф - прот. А. Троицкий), МДА и ПСТГУ - приведены проф. С.П. Фунтиковой в ее книге "Православные библиотеки: прошлое и настоящее".
У нас в епархии используется рубрикатор, подготовленный преподавателями СПбДАиС.
Другой способ изучения читательской аудитории -
сегментирование читательских запросов:
1. личные запросы
нравственно-аскетические | насельники
подворья, прихожане и горожане |
самообразование (богословие, агиография, история Церкви и др.) | |
нравственно-педагогические (семья и дети) |
2. профессиональные запросы
священно- церковнослужители | клир,
прихожане и горожане |
преподаватели православных институтов, курсов,гимназий, воскресных школ | |
экскурсоводы православные | |
иконописцы | |
преподаватели светских институтов, курсов, гимназий, школ | |
медики | |
другие профессии |
3. фактографические справки
светские организации - справки |
При работе с читателями мы выделяем категории читателей, требующие наибольшего внимания библиотекаря:
- священнослужители и монашествующие,
- учителя, преподаватели, экскурсоводы,
а также такая возрастная группа, как подростки.
Им уделяется наибольшее внимание библиотекаря, ведутся тематические списки изданий для ускорения библиографического обслуживания, в первую очередь выдаются "очередные" книги и предоставляются разнообразные привилегии. Планируем ввести распространение списков новых поступлений по профессии читателей.
Для ядра фонда, являющегося частью Священного Предания Церкви, безусловными являются функции накопления (в пределах установленной экземплярности) и сохранения, отсев минимален.
Для просветительских изданий, более соответствующих коммуникационной функции, а также более связанных с профессиональной деятельностью или семейной жизнью читателей, в первую очередь необходимо применение закона соответствия, разработанного Ю.В. Григорьевым, - соответствия состава и величины библиотечного фонда задачам, решаемым библиотекой в обществе в данный момент времени и в данном месте, которые конкретизируются в информационных потребностях (читательских запросах).
Фонд нашей библиотеки в состоянии роста, мы только сейчас приближаемся к тому состоянию, когда статистика по видам изданий и по разделам будет презентативна и позволит делать какие-либо выводы, однако можно наметить первые шаги для повышения качества фонда:
1. раскрытие фонда в первую очередь священнослужителям, проводящим беседы с читателями (подготовка для священнослужителей списков тематических и новых поступлений);
2. уменьшение экземплярности изданий, оставляемых в фонде с мемориальной целью. Выявление излишне дублетных изданий и списание их с передачей в другие православные библиотеки. Взаимная забота библиотек о полноте фондов;
3. сегментирование состава читателей по профессионально-социальному признаку с целью изучения обеспечения их запросов;
4. библиографическое изучение фонда, т.е. сверка информационно-библиографических пособий, учебных программ и т.д. с каталогом библиотеки;
5. учет и изучение отказов.
В автоматическом режиме можно проводить анализ состава читателей и состава фонда, для этого нами разработаны подполя кода "характер документа" и кода "целевое назначение" для используемой АИБС "Ирбис".
Большую проблему представляет духовное и профессиональное образование церковных библиотекарей.
Необходимо регулярное проведение семинаров для начинающих библиотекарей, таких как проводятся уже в Московской, С.-Петербургской и Рязанской епархиях (в Московской епархии - на базе МГУКИ).
Для библиотекарей, которых можно назвать по аналогии с читателями "давно на приходе", необходимы отделения в православных институтах с изучением основ богословских дисциплин, миссионерства, а также специальных предметов, связанных с управлением фондом и автоматизацией.
В рамках самообразования библиотекарю следует изучать под руководством духовника историю Церкви, основы догматического богословия и другие разделы Священного Предания.
Для профессионального общения необходимо общее для библиотекарей, издателей и книгопродавцев периодическое издание - "Православный книжник".
Необходимы встречи, обмен опытом профессиональной деятельности на благо просвещения общества в духе православной веры и культуры, в частности духовно-нравственного воспитания подростков. В этом году впервые, по благословению архим. Иоанна (Экономцева), под председательством прот. Александра Троицкого, проф. С.П. Фунтиковой и засл. работника культуры Е.М. Зуевой работала библиотечная секция на Рождественских чтениях.
Для координации практической деятельности и содействия профессиональному росту необходимо развитие в епархиях методических объединений православных библиотекарей, в которые могут входить как церковные библиотекари, так и православные библиотекари, работающие в мирских учреждениях (школах, больницах). В С.-Петербургской епархии такое объединение существует с 2003 г. по благословению прот. А. Зелененко, председателя ОРОиК епархии.
Словами прот. Георгия Флоровского можно подытожить: цель каждого церковного библиотекаря и церковной библиотеки - самому сделаться звеном в непрерывной цепи передачи богооткровенной истины.
Неонилла Голубятникова,
зав. библиотекой
Санкт-Петербургского подворья
Оптиной пустыни
Автор благодарит священнослужителей, внесших важные дополнения в эту статью.