100-летие со дня кончины К.П. Победоносцева

Сто лет назад, 10 марта 1907 года (23 марта н.ст.), скончался самый известныйобер-прокурор Святейшего Синода Православной Российской Церкви,Константин Петрович Победоносцев.

К.П. ПобедоносцевСто лет назад, 10 марта 1907 года (23 марта н.ст.), скончался самый известныйобер-прокурор Святейшего Синода Православной Российской Церкви,Константин Петрович Победоносцев. Этой дате мы посвящаем сериюпубликаций об этой сложнейшей фигуре российской истории.

1."Не мешаясь ни в какие дела других ведомств, я вел жизньуединенную, однако при всем том всюду - и в России, и за границей - япродолжал считаться всесильным человеком"…:

мысли КонстантинаПетровича Победоносцева об обществе, о вере, о России и о себе.

Как бы ни относиться к Константину Петровичу Победоносцеву, нельзяотрицать, что у этого человека практически по каждому поводу былосвое личное мнение. А мнением человека, который в течение двадцатипяти лет оказывал серьезнейшее влияние на жизнь нашей страны, нельзяпренебрегать. Разумеется, данная подборка высказываний ни в коемслучае не претендует на полноту, однако она может многое прояснить вобразе Константина Петровича.

О народе и о вере:

  • "Народ чует душой"…

  • "Во всех этих невоспитанных умах воздвигнут неизвестно кем алтарь Неведомому Богу"…

  • "Народ не понимает решительно ничего ни в словах службы церковной, ни даже в "Отче наш", повторяемом нередко с пропусками или с прибавками, отнимающими всякий смысл у слов молитвы", но истина постигается не разумом, но верой, "стоя­щею выше всех теоретических формул и выводов ра­зума". ..

  • "Самые драгоценные понятия находятся в самой глубине воли и в полу­мраке"…

  • "Старое учреждение тем драгоценно, потому незаменимо, что оно не придумано, а создано жизнью"…

  • Об обществе:

  • "Вся тайна русского порядка и преуспеяние - наверху, в лице верховной власти... Где вы себя распустите, там распустится и вся земля. Ваш труд всех подвинет на дело, ваше послабление и роскошь зальет всю землю послаблением и роскошью - вот что значит тот союз с землею, в котором вы родились и та власть, которая вам суждена от Бога"..

  • "Самые злодеи... суть не что иное, как крайнее искажение того же обезьянского образа, который приняла в последние годы вся наша интеллигенция. После этого - какого же ждать разума, и какой воли от этой самой интеллигенции"…

  • "Повсюду в народе зреет такая мысль: лучше уж революция русская и безобразная смута, нежели конституция. Первую еще можно побороть вскоре и водворить порядок в земле; последняя есть яд для всего организма, разъедающий его постоянною ложью, которой русская душа не принимает"..

  • "Есть в человечестве, - говорит он, - натуральная сила инерции, имеющая великое значение... Сила эта, которую близорукие мыслители новой школы безразлично смешивают с невежеством и глупостью - безусловно необходима для благосостояния общества. В пренебрежении или забвении этой силы - вот в чем главный порок новейшего прогресса"…

О демократии:

  • "При демократическом образе правления правителями становятся ловкие подбиратели голосов, со своими сторонниками, механики, ловко орудующие закулисными пружинами, которые приводят в движение кукол на арене демократических выборов".

  • "Национализм в наше время можно назвать пробным камнем, на котором обнаруживается лживость и непрактичность парламентского правления".

  • "Монархия неограниченная успевала устранять или примирять все подобные требования и порывы, - и не одной только силой, но и уравнением прав и отношений под одной властью. Но демократия не может с ними справиться, и инстинкты национализма служат для нее разъедающим элементом".

  • "Провидение сохранило нашу Россию от подобного бедствия, при ее разноплеменном составе. Страшно и подумать, что возникло бы у нас, когда бы судьба послала нам роковой дар - всероссийского парламента! Да не будет".

О парламентскихдеятелях:

  • "При крайней ограниченности ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и бесчестности побуждений, человек с сильной волей может стать предводителем партии и становится тогда руководящим, господственным главой кружка или собрания, хотя бы к нему принадлежали люди, далеко превосходящие его умственными и нравственными качествами".

О суде:

  • "Суд, основанный на этих началах, родит "толпу адвокатов, которым интерес самолюбия и корысти помогает достигать вскоре значительного развития в искусстве софистики и логомахии, чтобы действовать на массу"; в лице присяжных в нем действует "пестрое смешанное стадо, собираемое или случайно или искусственным подбором из массы, коей недоступны ни сознание долга судьи, ни способность осилить массу фактов, требующих анализа и логической разборки".

О прессе:

  • "любой уличный проходимец, любой болтун из непризнанных гениев, любой искатель гешефта может, имея свои или достав для наживы и спекуляции чужие деньги, основать газету, созвать толпу писак" …

Об образовании:

  • Задача народной школы: "содержать людей в строгом подчинении порядку об­щественной жизни", "ограждать священные заветы предков"

О России:

  • "ледяная пустыня, и в ней ходит лихой человек".

О себе:

  • "Не мешаясь ни в какие дела других ведомств, я вел жизнь уединенную, однако при всем том всюду - и в России, и за границей - я продолжал считаться всесильным человеком, от которого все исходит в России, и на мой счет ставились все и всякие распоряжения правительства, о коих я даже не имел понятия".

2."Гамлет по устроению и Дон-Кихот по историческим задачам" -

К. П. Победоносцевв описаниях современников.

Ф.М. Достоевский:

  • "один из самых уважаемых мною людей, мнением которого я высоко дорожу". О своих встречах с царедворцем Достоевский писал, что ездил к нему "дух лечить", ловить "слова напутствия", а также: "У меня был для него отведен час, в субботу после всенощной, и он нередко ходил ко мне, и мы говорили долго и много за полночь..." ("Дневник писателя").

С.Ю. Витте:

  • "Это был человек, несомненно, высоко даровитый, высококультурный и в полном смысле слова человек учёный. Как человек он был не дурной, был наполненный критикой разумной и талантливой, но страдал полным отсутствием положительного жизненного творчества; он ко всему относился критически, а сам ничего создать не мог. Тем не менее, должен сказать, что из всех государственных деятелей России с кем мне пришлось иметь дело во время моей, хотя и недолгой государственной карьеры, К. П. Победоносцев был человек наиболее выдающийся по своему таланту или, вернее, не столько таланту, как своему уму и образованию…".

  • "На ряду с благими делами, как церковноприходские школы, тормозил во многом развитие реформ в России, "давил" на Церковь, ограничивал творческую свободу… Но делал это искренне, из любви к Отечеству и самодержавию. И в этом плане остается для нас цельной яркой личностью эпохи абсолютизма в истории государства Российского…"

А.Ф.Кони:

  • Победоносцев был профессором Московского университета (1859-65 гг.), и вёл там курс "Гражданского судопроизводства". Этот курс А. Ф. Кони характеризует следующим образом: "… ясный, сжатый, точный и поучительный; из его лекций слушатели выносили ясное понимание задач и приёмов истинного правосудия". О самом же профессоре Кони отзывался так: "Победоносцев говорил очень однотонно, бесцветно-глухим и каким-то совершенно равнодушным голосом, точно исполнял надоевшую обязанность. Эта также поражало меня впоследствии, когда мне приходилось слышать в разных комиссиях и в Государственном совете его сильное, своеобразно-красноречивое слово, которое приковывало к себе общее внимание. Над кафедрой возвышалась фигура с бледным, худым... лицом… Победоносцев, предшествуемый литературною известностью и славой опытного цивилиста, внушал нам уважение, но не оживлял нас и оставлял равнодушным к своему предмету".

И.С.Аксаков:

  • "Если бы в те времена спросили тебя: созывать ли вселенские соборы, которые мы признаем теперь святыми, ты представил бы столько основательных критических резонов против из созыва, что они бы, пожалуй, и не состоялись... "Исторгая плевелы, не следует исторгать и пшеницу, и лучше не исторгать плевел, чтобы не исторг­нуть хотя бы один колос пшеницы.." Так и во всем. Твоя душа слишком болезненно чувствительна ко всему ложному, нечистому, и потому ты стал отрицательно отно­ситься ко всему живому, усматривая в нем примесь нечистоты и фальши. Но без этого ничто живое в мире и не живет, и нужно верить в силу добра, которое преизбудет лишь в свободе... А если дать силу унынию, то нечем будет и осолиться..." (в письме к Победоносцеву 1882 г.).

К.Н. Леонтьев:

  • "Человек он очень полезный; но как? Он как мороз; препятствует дальнейшему гниению; но расти при нём ничего не будет. Он не только не творец, но даже не реакционер, не восстановитель, не реставратор, он только консерватор в самом тесном смысле слова; мороз я говорю, сторож; безвоздушная гробница; старая "невинная" девушка и более ничего!!"

В.В. Розанов:

  • "Гамлет по устроению и Дон-Кихот по историческим задачам".

С.А. Венчеров:

  • Победоносцев "… создал целую стройную теорию застоя".

Победоносцеву также посвящены сатирические стихи Владимира Соловьева"Кумир Небукаднецара" и эпиграмма: "Наразных поприщах прославился ты много…". Также,Победоносцев явился одним из прототипов сенатора Абисухова в романеАндрея Белого "Петербург", которого, как иронизируетписатель, Россия знала: "по отменной пространственности импроизносимых речей".

Некоторые сохранившиеся эпиграммы на Победоносцева носят откровеннооскорбительный характер, например:

Победоносцевон - в Синоде,

Обедоносцев- при дворе,

Бедоносцев- в народе

Доносцев - везде.

Все это - далеко не полная подборка высказываний о Победоносцеве,имеющихся в распоряжении историков. Однако даже она позволяет понять,что перед нами - незаурядный человек, образ которого не укладываетсяв узкие рамки стереотипов.

Подбор материала - Григорий Шеин.