В рамках Северо-Западного межрегионального форума «Партия «Единая Россия» - политика развития территорий» обсуждались проблемы исторической памяти и толерантности

3 марта в Санкт-Петербурге состоялся межрегиональный форум «Партия «Единая Россия» - политика развития территорий». Помимо политической и экономической ситуации на Северо-Западе России, на мероприятии обсуждались также вопросы культуры и идеологии.

3 марта в Санкт-Петербурге состоялся межрегиональный форум "Партия "Единая Россия" - политика развития территорий". Помимо политической и экономической ситуации на Северо-Западе России, на мероприятии обсуждались также вопросы культуры и идеологии. Им были посвящены, в частности, два специализированных круглых стола - "Историческая память" и "Толерантность". С.А. ПоповВедущим первого был председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций, член Генерального совета, и.о. руководителя Сибирского Межрегионального координационного совета Политической партии "Единая Россия", Сергей Александрович Попов. В своем выступлении он посетовал на то, что в России до сих пор не разработан "общенациональный проект "Культура"" и рассказал об инициативе партии "ЕР" по созданию федеральной программы "Историческая память". Одним из основных направлений программы, как сообщил С. А. Попов, является восстановление храмов, причем как православных, так и храмов других конфессий (в частности, С. А. Попов указал на участие "ЕР" в восстановлении мечети в Астрахани, а также на наличие в программе одного буддийского, одного протестантского храма и одной синагоги).

Прот. Г.МитрофановДалее с докладом на тему "История. Воспитание молодежи на исторических традициях" выступил профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, магистр богословия, настоятель храма свв. апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, протоиерей Георгий Митрофанов. Он подчеркнул "прерывистый характер" исторической памяти русского народа и указал на фактическое отсутствие исторической самоидентификации у современной российской молодежи ввиду крупных трагических переломов в российской истории XX века. Как отметил о. Георгий, "даже специалисту историку очень сложно ответить на вопрос: чем же была Россия в XX веке, и тем более трудно это сделать тем, кто никогда всерьез историей не занимался". По его мнению, ответ на этот вопрос "предполагает ответственный выбор человека между тремя периодами русской истории - православной империей, большевистской Россией, или Россией нынешней, постсоветской". О. Георгий посетовал на то, что современный школьный курс истории в России по-прежнему является "печальным наследием советской науки", вследствие чего "история для большинства наших соотечественников перестала восприниматься как наука, а стала рассматриваться как случайное нагромождение фактов, которые можно интерпретировать каким угодно образом". В результате, по словам докладчика, в большинстве современных учебных пособий "явно недооценивается уровень социально-политического, религиозного и культурного развития России к 1917 году, что подспудно подталкивает читателя к выводу о том, что Октябрь 17-го был неизбежен и даже в каком-то смысле позитивен". Среди характерных черт современных учебников по истории о. Георгий отметил также "поверхностное и тенденциозное отражение истории Первой Мировой войны", "характерно нарочитое избегание выводов о катастрофичности победы большевиков в Гражданской войне", "практически полное умолчание о гонениях на Церковь в годы большевистского террора", "поверхностное упоминание феномена русской эмиграции", "тенденциозное описание участия СССР во Второй Мировой войне". Помимо недостатков школьного образования, в качестве важного фактора, формирующего историческое сознание российской молодежи, о. Георгий выделил само "культурно-историческое пространство российских городов", - в частности, огромное количество памятников и мемориальных досок, увековечивающих память деятелей коммунистического режима. Особую тревогу, по его мнению, должна вызывать топонимика улиц, в которой присутствуют преимущественно "события и люди коммунистического периода, не имеющие никакого отношения к реальной истории данных городов". Также о. Георгий выразил недоумение фактическим отсутствием в России памятников и мемориальных досок, увековечивающих память героев Белого движения и борцов с коммунистическим режимом. В заключении автор доклада призвал деятелей "ЕР" изучить исторический опыт российских консерваторов, в частности, Союза 17 октября.

Прот. А.СорокинВыступавший вслед за ним настоятель Храма Феодоровской иконы Божией Матери, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии РПЦ, протоиерей Александр Сорокин рассказал о проекте восстановления Феодоровского собора, включенном в программу "ЕР" "Историческая память". Как подчеркнул о. Александр, для подлинного возрождения Церкви в России требуется "более глубокое обновление духа, исходя из тех уроков, которые дает нам история". Судьба Феодоровского храма, по его словам, отражает трагизм судьбы России в XX веке. По его мнению, даже в своем первоначальном виде этот собор, построенный к трехсотлетнему юбилею династии Романовых, "для внимательного глаза мог быть символом не только славы, но и слабости России, и своей подчеркнуто помпезной архитектурой он наталкивал на мысль о том, что Россия на пороге катастрофы". Как заметил о. Александр, состояние Русской Православной Церкви в России накануне революции было достаточно тяжелым - "Церковь была фактически превращена в часть государственного аппарата, и для многих вместо источника подлинной христианской жизни она стала орудием государственной идеологии". В результате, по его словам, одной из причин октябрьского переворота стало то, что "люди стали искать этот источник жизни на стороне, чем и воспользовались большевики".

Параллельно в рамках круглого стола "Толерантность" обсуждались проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений - как в России в целом, так и в конкретных условиях Северо-Запада. Основным докладчиком и ведущим заседания был президент центра социально-консервативной политики "Северо-Запад", член Политического совета Санкт-Петербургского регионального отделения партии "Единая Россия" Игорь Евгеньевич Шувалов. Он рассказал о Программе правительства Санкт-Петербурга "Толерантность", принятой в 2006 году сроком на четыре года и направленной на гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений в городе. Значительные дебаты у участников круглого стола вызвало само определение термина "толерантность", который многие отказывались дифференцировать относительно таких выражений как "индифферентность" и "безразличие". Как подчеркнул И. Е. Шувалов, под толерантностью он и его единомышленники понимают в первую очередь "способ оптимального совместного проживания" различных культур и религий. О практической стороне реализации программы "Толерантность" убедительно рассказал проректор Государственного Политехнического Университета Санкт-Петербурга Дмитрий Германович Арсеньев. По его словам, в Политехническом Университете в настоящее время обучаются представители 95 стран и еще большего числа национальностей. При этом он с уверенностью заявил, что за двадцать лет его работы в этом ВУЗе там "не было ни одного конфликта, начавшегося исключительно из-за вероучительных вопросов". По словам Д. Г. Арсеньева, конфликт между представителями разных религий начинается в студенческой среде только в том случае, "если администрация ВУЗа начинает проявлять свое особое расположение к одной национальности или одной религии", а также "на почве бытовых конфликтов". Как добавил докладчик, "если нам удастся создать благоприятные бытовые условия и безопасность для студентов, большинство таких проблем исчезнет". Также, по его словам, "важно учитывать, что студенческий контингент постоянно меняется, и нельзя просто принять программу по внедрению толерантности и думать, что завтра все будет нормально". С последним утверждением согласились присутствующие сотрудники общеобразовательных школ города. Они подтвердили, что "программ написаны целые тома", "все методические кабинеты заполнены", однако, в то же время, сокращаются ставки специалистов по воспитательной работе, а, значит, никаких конкретных механизмов осуществления программы в школе в будущем учебном году не предполагается.

Анастасия Коскелло