Открылась конференция, посвященная 100-летию со дня кончины К.П. Победоносцева

1 июня в духовно-просветительском Центре «Святодуховский» открылась юбилейная научная конференция, посвященная 180-летию со дня рождения и 100-летию со дня кончины К.П. Победоносцева.

1 июня в духовно-просветительском Центре "Святодуховский" открылась юбилейная научная конференция, посвященная 180-летию со дня рождения и 100-летию со дня кончины К.П. Победоносцева.

Конференция открылась молитвой, затем наместник Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий зачитал приветственное слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.

"Неоценим вклад Константина Петровича в становление системы церковно-приходского образования в России. Со всем присущим ему темпераментом, писательским талантом, даром убеждения он старался подчеркнуть в российском образовании его традиционную православную составляющую. Чрезвычайно важными остаются его идеи о том, что школа должна стать хранительницей российских традиций, нравственных норм, любви к Богу и Отечеству, почитания своих родителей" - пишет в своем приветствии Владыка.

Победоносцев Константин Петрович - великий государственный деятель своего времени, был сыном профессора Московского университета. Образование получал дома, затем в Петербургском училище правоведения, которое окончил в 1846 году, и служил чиновником в департаментах Сената. Образованный, трудолюбивый, склонный к научной работе, Победоносцев в 1859 году защитил магистерскую диссертацию "К реформе гражданского судопроизводства" и в 1860 году стал преподавателем Московского университета. Издал "Курс гражданского права", выдержавший пять изданий.

В 1865 перебрался в Петербург и принял участие в разработке судебной реформы, мечтая возвысить Россию до уровня европейской цивилизации: критиковал крепостническую систему, утверждал необходимость верховенства закона и т.д. Реальное пореформенное развитие страны привело Победоносцева к прямо противоположным, государственно-охранительным воззрениям, высказанным им в многочисленных статьях и письмах (см.: Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993, и рец. на это издание - Вопросы философии. 1993. N 8. С. 185 - 190). Победоносцев убеждал в ложности идей парламентаризма, свободы печати, демократии. Видел в православии консолидирующее национальное начало, органически слитое с монархизмом и государством, в укреплении которого Победоносцев видел высший смысл общественной деятельности.

Преподавал законоведение великим князьям, в т.ч. будущим императорам Александру III и Николаю II, с чего и началась его стремительная карьера: с 1868 - сенатор, с 1872 - член Государственного совета. В 1880 стал обер-прокурором Святейшего Синода и 25 лет являлся бессменным "министром православия".

Противостоя социально-политическим последствиям буржуазной эволюции и европеизации России, выдвигая идеи усиления роли Церкви (клерикальный характер образования, преследование раскольников и т.д.), демонстративно противопоставил себя происходящим в стране переменам и вызвал неприятие своего курса как левыми деятелями, так и глубоко религиозными людьми B.C. Соловьевым, И.С. Аксаковым и др. Попытка Победоносцева утвердить безусловное единство, однозначность, максимализм идеологии привели к прямо противоположным результатам. После подписания Николаем II печально знаменитого Манифеста 17 октября, 19 октября 1905 ушёл в отставку.

Екатерина Самойленко