Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА
клиру, насельникам и насельницам святых монастырей,
Пасха Христова
Санкт-Петербург
1998
"Благословен Христос, воскресивший мертвенность нашу и обетовавший жизнь и упование скончавшимся! Прославим и поклонимся Сыну, Который избавил нас от рабства человекоубийцы - смерти" (преп. Ефрем Сирин, творения, ч. 4, М., 1860, с. 656). |
В сей нареченный и святой день, когда Церковь Христова смерти празднует умерщвление, адово разрушение и начало новой вечной жизни, мы приветствуем друг друга во имя Воскресшего Спасителя мира, Жизнодавца Господа особым пасхальным приветствием, в котором заключается радость и весь смысл нашей веры: Христос воскресе ! Святая Церковь именует сей нареченный и святый день Праздником праздников и торжеством из торжеств, и призывает мир, видимый и невидимый, радоваться о воскресшем Господе и Спасителе нашем: "Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь" (Пс. 11, 17, 24).
Вступая в спасительное поприще Великого поста, мы просили Господа сподобить нас достигнуть святой Пасхи и неосужденно поклониться Святому Воскресению Его. Он услышал наши молитвы, и ныне мы, просвещенные благодатью спасительных страданий Христовых, вошли в радость воскресения, озарились неприступным светом Воскресшего тридневно от гроба Христа Жизнодавца и утешаемся ликующими песнопениями пасхальных богослужений.
Истина о воскресшем Христе озаряет высочайшим смыслом праздник святой Пасхи и является источником неиссякаемой радости неба и земли, мира видимого и невидимого. И если когда-либо Церковь земная чувствует свою особую близость Церкви Небесной, торжествующей, то именно в радостные пасхальные дни: "Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо восста, веселие вечное" (Канон Пасхи, песнь 1, тропарь 2).
Воскресение Христово прославляется как поразительное чудо, как необычайное действие божественного всемогущества. Но величие этого Божественного действия состоит не в его поразительности, а в его спасительной значимости для нас. "От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, - вот блага, которые даровал нам Воскресший Спаситель.
"День воскресения Господа нашего Иисуса Христа, - пишет святой Златоустый Иоанн, - является основанием мира, началом примирения, разрушением смерти. Ныне ликуют ангелы и веселятся все небесные силы, радуясь спасению всего рода человеческого, сегодня совершилась блистательная победа".
Воскресение Христово иногда в богословии называется восьмым днем Творения. Если первый день явился началом бытия во времени, то Воскресение Христово становится началом жизни вне времени, приобщением к тайне будущего века, которую в своё время откроет... Господь господствующих,.. обитающий в неприступном свете (1 Тим. 6, 15,16). Воскресение Господа Иисуса Христа - источник обновления всего мира. "Не новым ли миром кажется этот день? - спрашивает святой Григорий Нисский. Этот день иной, отличный от дней, созданных в начале, ибо в сей день творит Господь новое небо и землю новую... Какое небо? - задает вопрос святитель и отвечает... твердь веры во Христа. Какую землю? - благое сердце... которое, как жаждущая земля, пьет капающий на неё дождь божественного евангельского учения и плодоносит обильный колос небесной жизни на земле".
В течение тысячелетий поколение за поколением сменялись на земле, но без ответа оставался все тот же таинственный вопрос, написанный в книге Иова: "Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?" (Иов 14, 14). И с глубокой скорбью говорил человек сам себе: "отойду - и уже не возвращусь - в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака... где темно, как самая тьма" (Иов 10, 12). Но люди не могли примириться с мыслью о своем полном уничтожении.
С надеждой на воскресение обращён к небу вопль праведного страдальца Иова: "Я знаю, Искупитель мой жив, и он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его" (Иов 19, 25-27). У пророка Исаии ощущается уже ясная уверенность в грядущем воскресении: "Оживут мертвецы,.. восстанут мертвые тела!... земля извергнет мертвецов" (Ис. 26, 19). "Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь слезы со всех лиц" (Ис. 25, 8). Пророк Осия дерзновенно обращается к самой смерти и безбоязненно восклицает: "Смерть! Где твое жало? Ад, где твоя победа?" (Ос. 13, 14).
И вот, наконец, свершилось то, чего жаждал мир и все создание Божие, свершилось то, о чем вещали Писания и провидцы грядущего, о чем молились праведники, на что надеялись все, чающие избавления. Сбылись слова богодуховновенного псалмопевца Давида: "Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому твоему увидеть тления" (Пс. 15, 10). Плотию сном смертным уснул Сын Божий, но невозможно было смерти удержать Его, Начальника Жизни, как удерживала она всех остальных людей, ибо Он был воистину Воскресение и Жизнь. Свершилось то, что было предначертано в Предвечном Совете Святой Троицы - Сын Божий Единородный Воплотившийся и Вочеловечившийся восстал из гроба, расторгнув узы смерти!
И мы, церковные чада, исполненные радости и духовного веселия, славим Воскресшего Спасителя нашего Господа Христа Иисуса, ибо Он избавляет от смерти человеческий род и возвращает ему жизнь. Теперь вся тварь вселится и радуется, всё живущее на земле исполняется блистанием Божества и светом Его озаряется небо, земля и преисподняя, а весь видимый мир и невидимый образует единое прекрасное новое творение Божие. Великий учитель и святитель Григорий Богослов сегодня обращается ко всем нам с радостным призывом: "Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому. Христос из мертвых, - восстаньте с Ним и Вы; Христос во славе Своей, - восходите и Вы; Христос из Гроба, - освобождайтесь от уз греха". И ещё: "Празднуя обновление жизни нашей, да обновимся и мы духовно".
Господь сподобил нас быть свидетелями и участниками духовного возрождения и обновления нашего народа. Вместе с народом Божиим возрождаются и восстанавливаются тысячи приходов и храмов, сотни монастырей, тысячи церковно-приходских школ, десятки духовных семинарий и духовных училищ. Только в нашей епархии в последние годы возвращены к жизни и возрождаются такие древние святыни, как Тихвинский, Александро-Свирский, Иоанно-Богословский Череменецкий монастыри, Александро-Невская Лавра и Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге. 29 марта 1998 года торжественно, согласно уставу, архиерейским чином освящён престол и весь Казанский собор в Санкт-Петербурге. Этим освящением собор очищен от атеистического осквернения и возвращён в прежнее каноническое достоинство. После 75-летнего вынужденного перерыва в Казанском соборе вновь рукоположен священник! Духовному возрождению в нашей епархии, как и везде на Руси, содействуют не только верующие, но и находящиеся вне церковной ограды добрые люди.
Приветствую вас, всечестные отцы, насельники и насельницы монастырей, церковные труженики и верные чада Русской Православной Церкви Санкт-Петербургской епархии с праздником светлого Христова Воскресения Пасхальным приветствием:
Христос воскресе !
Желаю всем насладиться радостью Пасхальных праздничных дней.
МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ
Пасха Христова,
1998 год, Санкт-Петербург.