Вечная память священнику Александру Рождественскому

18 июля 2007 года, в день упокоения выдающегося подвижника православной трезвости иерея Александра Васильевича Рождественского(11.10.1872-05/18.07.1905), у его могилы на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры прошли панихиды. Как и в прошлые годы сюда пришли почитатели памяти батюшки Александра - православные трезвенники из разных приходов храмов Санкт-Петербургской епархии. Панихиду сначала отслужил сотрудник Епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму иерей Евфимий Добрянский, а затем - священники храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала.
18 июля 2007 года, в день упокоения выдающегося подвижника православной трезвости иерея Александра Васильевича Рождественского(11.10.1872-05/18.07.1905), у его могилы на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры прошли панихиды. Как и в прошлые годы сюда пришли почитатели памяти батюшки Александра - православные трезвенники из разных приходов храмов Санкт-Петербургской епархии. Панихиду сначала отслужил сотрудник Епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму иерей Евфимий Добрянский, а затем - священники храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала.

"В вечной памяти будет праведник"
(Пс. 111, 6)

Отец Александр…

Достаточно назвать это имя и многим православным петербуржцам становится ясно, о ком идет речь. Когда велики пред Богом дела человека, имя его сокращается. Так было и с замечательным пастырем, апостолом трезвости Александром Васильевичем Рождественским.

Его без всякого преувеличения можно назвать символом русского православного дореволюционного трезвенного движения. Именно он в помощь гибнущим от алкоголя людям основал известное впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости, которое располагалось при Воскресенском храме у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге. В год смерти батюшки Александра члены этого общества представляли собой огромную трезвенную армию - почти 76 тысяч человек.

Отец Александр жил в непростую эпоху надежд и разочарований. За одиннадцать лет до его рождения, в 1861 году, закончились почти полтора века крепостничества. С шестидесятых годов XIX столетия многим русским патриотам казалось, что наступила светлая пора, загорелась новая заря в общественной жизни. Им виделась обновленная, нравственно и экономически развивающаяся страна, покрытая не трактирами и кабаками, а сетью народных училищ и университетов.

Один из священников того времени писал: "Всем казалось: вырвавшись на простор, на свежий воздух из темного, душного рабства, русский народ, словно былинный богатырь, просидевший сиднем столько лет в своем затворе, расправит мощные плечи и полной грудью начнет вбирать в себя живительные струи тепла и света. Но мечты остались мечтами. Новый господин поработил теперь народ - это водка. Всмотритесь, как из края в край по родной стороне с широким разгулом распространяется пьянство. Всмотритесь, и горько вам станет, если только вы искренне любите свою Родину, дорогую, многострадальную Русь".

Боль и горечь чувствуются в произведениях великих русских писателей во второй половине XIX века. Не общественное пробуждение, а погружение народа в духовную спячку отразилось, к примеру, у Тургенева в романе "Дым":


Нет, никогда еще таким ужасным сном
Мои любезные соотичи не спали!
Все спит кругом: везде, в деревнях, городах,
В телегах, на санях, днем, ночью, сидя, стоя...
Купец, чиновник спит; спит сторож на часах
Под снежным холодом и на припеке зноя...
Все спят!..
Один кабак не спит и не смыкает глаз,
И штоф с очищенной всей пятерней сжимая,
Лбом в полюс опершись и пятками в Кавказ,
Спит непробудным сном Отчизна, Русь Святая!

Подобные времена народ русский пережил еще раз, в конце XX столетия, когда экономическая стабильность и военная мощь государства стали сочетаться проблемой разрастания в обществе духовно-нравственных пороков, из которых особенно пагубным стало пьянство.

Однако, в трудные и переломные моменты русской истории неизменно появляются на поприще общественного служения великие духом, яркие личности. В конце XIX века на борьбу за трезвое счастье России поднялось множество благородных людей, которые ясно и глубоко понимали вред алкоголизации народа. Среди них обращают на себя особое внимание русские пастыри, создавшие трезвенные сообщества, крепкие и огромные по числу входящих в них членов-трезвенников.

Трезвенные традиции во второй половине XIX века строились на крепкой православной основе, на укоренении народного бытия в Боге, основными принципами которого являлись жизнь ради Бога, предстояние перед Богом, ответственность перед Ним в земной жизни. Пастыри того времени четко понимали, что только возвращение пьющего человека в мир Истины, в мир Божий изменит его жизнь к лучшему. "Жить трезво - значит жить с Богом", "Душа исцеляется только тогда, когда в ней поселяется Бог" - так сформулирует главенствующие принципы утверждения трезвости отец Александр Рождественский.

Сейчас, когда в стране вновь растет и ширится трезвенное движение, нам нужно изучить наиболее удачный и широкомасштабный опыт утверждения трезвости, явленный в дореволюционной России священником Александром Васильевичем Рождественским. Конечно, невозможно формально перенести опыт православных подвижников-трезвенников прошлого в нынешний день. Но нам дано осмыслить этот опыт, взять все лучшее, что есть в традициях трезвости Русской Православной Церкви.

Панихиду у могилы священника Александра Рождественского служит иерей Евфимий Добрянский
Панихиду у могилы священника Александра Рождественского служит иерей Евфимий Добрянский
Православные трезвенники Санкт-Петербурга по окончании панихиды
Православные трезвенники Санкт-Петербурга по окончании панихиды

Владимир Анатольевич Цыганков,
руководитель Школы трезвения в Свято-Троицкой
Александро-Невской лавре

Информация Отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии