Санкт-Петербургская епархия не причастна к строительству храма в Матвеевском садике

«Вообще епархия поддерживает строительство новых храмов. Однако в данном случае мы не имеем отношения к строительству, - сообщил «Воде живой» секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления игумен Мстислав.

Матвеевский садик

Уже более месяца зоной ожесточенного конфликта является двор дома № 35 по Большой Пушкарской улице на Петроградской стороне - так называемый Матвеевский садик. Конфликт разгорелся между жителями окрестных домов и группой верующих, намеренных построить на территории садика храм.
 
И в самом деле, до 1932 года на этом месте находился храм апостола Матфея, перенесенный сюда еще в петровские времена из Петропавловской крепости. Освящение церкви было совершено в 1720 году в честь взятия русскими войсками Нарвы 22 августа 1704 года (оно произошло в день святого апостола). Историческое значение церкви трудно переоценить. Например, возможно, именно в этот храм ходила одна из самых почитаемых в нашем городе святых - Ксения Петербургская. В 1923 году храму был присвоен статус собора. А в 1932 году по решению Леноблисполкома церковь была снесена.
 
С 2003 года по средам группа верующих собирается в центре сквера и молится о восстановлении храма. По инициативе этих людей 25 мая 2007 года на месте разрушенного храма был поставлен памятный крест. Первоначально шла речь о строительстве в Матвеевском садике памятной часовни, к чему местные жители отнеслись вполне благосклонно. Однако когда речь зашла о строительстве большой церкви, началось жесткое противостояние. 
 
Так, в середине мая 2008-го в сквере появились забор и стенд, сообщающий о проведении археологических работ. Община и в самом деле получила разрешение на исследование фундамента бывшего храма от местных властей. Согласно информации, приведенной на стенде и растиражированной в СМИ, финансировать работы будет некий благотворительный фонд "Православие", который намерен раскопать исторический фундамент храма и, в зависимости от его сохранности, либо строить на нем новое здание, либо восстанавливать храм с нуля.
 
В то же время, местные жители написали запросы в КГА, КГИОП и ГАТИ по поводу расхождения разрешений и действующего законодательства, - ведь согласно приложению к закону "О зеленых насаждениях общего пользования", в Матвеевском скверике действительно нельзя ничего строить.
 
Конфликт уже приобрел "идейную" окраску. Местные жители обрушивают свой гнев на "стяжателей-церковников", "мечтающих заполучить очередной участок земли" и "безжалостных к зеленым насаждениям". История недаром стала достоянием прессы, - по справедливому замечанию журналиста "Нового времени" Камиллы Нигматуллиной, "название фонда - "Православие" - провоцирует жителей района на негативное отношение к Церкви в целом, раз, якобы, от ее имени инициируются подобные конфликты". "Вера в Бога - не оправдание для пренебрежения к людям и не повод для вранья!", - гласит листовка противников застройки сквера.
 
В то же время, как удалось выяснить "Воде живой", Церковь тут едва ли при чем. Строительство храма в Матвеевском скверике не является инициативой Санкт-Петербургской митрополии. "Вообще епархия поддерживает строительство новых храмов. Однако в данном случае мы не имеем отношения к строительству, - сообщил "Воде живой" секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления игумен Мстислав (Дячина), - Со стороны фонда "Православие" не было никаких обращений в епархиальное управление, поэтому правящим архиереем их деятельность не благословлялась".
 
Впрочем, в любом случае, не только строительных, но и археологических работ в Матвеевском скверике на данный момент не ведется. Как сообщают в Институте истории материальной культуры, которому были заказаны изыскательские работы, денег от фонда на их проведение пока не поступало. Очевидно, это связано с финансовыми проблемами благотворителей…

Матвеевский садик

Матвеевский садик

"Вода живая",
03.07.2008.
Использованы материалы газеты "Невское время" (статья К. Нигматуллиной "Храм и сквер не поделили место" от 26.06.08 в номере 114 (4146)).
Фото - Станислав Марченко.

Темы