В Александро-Невской лавре состоялся семинар для молодых родителей «О потребности младенца в родительской любви»

Первым и самым главным для любого ребенка является выражаемый разными способами вопрос к родителям: «Вы любите меня?» От того, что решит в связи с этим ребенок, во многом определит его отношение к себе, к родителям, к другим людям и к миру вообще.
12 мая в Школе трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялся семинар для молодых родителей "О потребности младенца в родительской любви". Вел семинар руководитель петербургских Школ трезвения психолог Владимир Анатольевич Цыганков.

На семинаре В.А. Цыганков, в частности, обратил внимание молодых родителей: "Родившийся на свет младенец не знает кто он, какой он, что его окружает, что представляет собой мир, куда он попал. Его психика - это чистый лист, который испишут (удачно или неудачно) родители и другие значимые для него другие взрослые. Под термином "значимые другие" понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь. Значимые другие - это те, кто играет в жизни личности наибольшую роль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес.

Для психического развития ребенка очень важно положительное переживание своей значимости для близких людей. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких людей. Особенно чутко ребенок относится к вербальным (словесным) и невербальным (мимика, жесты, телодвижения, тон, интонации, эмоциональные реакции, чувства) сообщениям, исходящим от родителей. Ребенок - губка, впитывающая как положительные, так и отрицательные стороны родительских поступков и характера. С самого раннего возраста в него закладывается то, что потом будет составлять суть человека, его личность.

Первым и самым главным для любого ребенка является выражаемый разными способами вопрос к родителям: "Вы любите меня?" От того, что решит в связи с этим ребенок, во многом определит его отношение к себе, к родителям, к другим людям и к миру вообще. И, конечно же, определит его жизненную позицию. А любовь родителей бывает полноценной, с аномалиями, или ее может вовсе не быть. Полноценная родительская любовь - та, которая в меру, гармонично удовлетворяет потребности ребенка.

Ведущей деятельностью на стадии развития является эмоциональное общение. Ведущий тип деятельности - деятельность человека, связанная с центральным новообразованием возраста, которая не просто наиболее часто встречается на данном этапе развития, которой отдается больше времени. Под ведущей подразумевается такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности. Это деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие человека к новой ступени его личностного развития.

Уже в на втором месяце жизни малыша явно обнаруживается положительное эмоциональное отношение ребенка ко взрослому, огромное удовольствие от общения с ним. Такое отношение продолжает нарастать на протяжении всего периода младенчества. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживаний, тормошения, объятий), звуков и слов. Среди явных сигналов готовности младенца к взаимодействию выделяют вокализации, улыбку, поворот головы в сторону матери, взгляд в глаза, ровные циклические движение ручек или ножек.

С одной стороны, эмоциональное общение оказывает неспецифическое влияние на развитие ребенка. В процессе общения младенец испытывает положительные эмоции, что приводит к повышению общего тонуса организма: малыш становится веселее, энергичнее, улучшается его физическое развитие, возрастает сопротивляемость заболеваниям. На этом фоне интенсифицируется формирование всех психических процессов.

С другой стороны, общение оказывает специфическое влияние на развитие ребенка. В процессе общения малыш осваивает сферу человеческих взаимоотношений. Эпизоды общения не проходят бесследно, они откладываются в сознании ребенка в виде установок, ожиданий определенного отношения и действий со стороны взрослого. В процессе общения рождается привязанность малыша к тем людям, которые наиболее полно удовлетворяют его потребность во внимании и любви.

Исследования многих психологов (М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Э. Эриксона, А. Адлера, А. Фрейд, А. Лоуэна, Дж. Боулби) показали, что в первые месяцы жизни для ребенка чрезвычайно важны эмоциональный контакт, привязанность и защита, которые исходят от близкого взрослого. Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми, М.И. Лисина провела серию экспериментов, в которых показала, что познавательное развитие наряду с развитием эмоций и речи в значительной степени определяется общением со взрослым. Этнопсихологические исследования также продемонстрировали, что дети, которые имеют постоянный тактильный контакт с матерью (например, привязаны у нее за спиной), развиваются быстрее.

Как невозможно полноценное развитие человека в первые месяцы после зачатия вне материнской утробы, так и невозможно становление личности вне эмоционального единства с близким взрослым в младенчестве. О решающей роли эмоционального общения в психическом развитии ребенка свидетельствуют так называемые явления госпитализма.

Госпитализм - синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающий в результате отделения ребенка от матери. Это понятие вошло в науку после того, как психологи описали поведение детей, воспитывающихся в Домах малютки. Поддержание физиологического существования младенцев было хорошим - детей вовремя кормили, пеленали, выполнялись все необходимые гигиенические правила ухода. Несмотря на это, процент заболеваемости и смертности детей был высоким, особенно в первые месяцы и годы их жизни. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом и, особенно, в психическом развитии: к трем годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Причины таких последствий долгое время искали в особенностях санитарно-гигиенического ухода, в неполноценном питании и небрежности врачей.

Большое значение для исследования госпитализма имели научные наблюдения Р. Шпица (1940 г.). Он проводил сравнительные наблюдения за развитием детей в одном из приютов и одновременно в яслях при женской тюрьме. Гигиенические условия, врачебное наблюдение, "наследственность" в приюте были лучше. Но дети из яслей имели единственное преимущество: за ними ухаживали их собственные матери. В тюремных яслях за два года не умерло ни одного ребенка, в то время как в приюте погибло 37 % детей.   

Симптомы госпитализма могут также возникать при ранней разлуке (помещении ребенка в больницу без матери) и даже в семье. Так бывает, когда родные не уделяют ребенку достаточно внимания и тепла, в ситуации социально-экономического неблагополучия или когда ребенок оказывается по какой-либо причине, например из-за несоответствия его пола ожидаемому, психологически "не принятым" матерью.

У детей, воспитывающихся в современных домах ребенка, также отмечаются характерные отклонения в психическом развитии. Эти отклонения называют "современным госпитализмом" или "институализацией" (от слова "институт" - учреждение). Для "современного госпитализма" характерны следующие признаки: отсутствие любознательности, ярких и разнообразных эмоций - как положительных, так и отрицательных, слабо выраженная инициативность, недостаточное умение играть с предметами, длительная задержка в развитии речи. Младенец из дома ребенка чаще всего скован, и безучастен, пассивен, вяло играет, мало лепечет, преимущественно шепотом, боязлив и осторожен.

Английский психолог Дж. Боулби в качестве основной причины, приводящей к отклонениям в психическом развитии детей, оказавшихся в детских учреждениях, выделил отсутствие материнской любви. Наблюдая за малышами, которые жили сначала в семье, но затем по воле обстоятельств попали в детские учреждения, он описал последовательные стадии, через которые проходит ребенок, разлученный с матерью. Сначала малыш протестует, плачем и негативным поведением требуя прекращения разлуки. Если в этот период мать навещает ребенка, он стремится к тесному контакту с ней. На второй стадии разлуки ребенок внешне выглядит спокойнее, перестает выражать протест, при встрече с матерью отворачивается от нее. На третьей стадии он впадает в апатию, его ничто не радует, ничто не вызывает протеста. Даже при встрече с матерью малыш остается безучастным. Если до двух лет ребенок не найдет среди ухаживающего персонала человека, к которому он привяжется, то он уже никогда не сможет ни с кем установить эмоциональный контакт.

Однако даже запущенные случаи госпитализма удается преодолеть, наладив целенаправленное личностно-адресованное, эмоционально окрашенное общение с ребенком. М.Ю. Кистяковская описала процесс госпитализма у годовалого ребенка, который не только не сидел и не вставал, но даже не умел улыбаться. Она брала малыша на колени во время кормления, обращалась к нему по имени, с ласковыми словами, с улыбкой, и ей удалось, в конце концов, поймать блуждающий взор ребенка и задержать его на себе. Через неделю малыш уже отвечал на все эти воздействия улыбкой, еще позднее удалось переключить его внимание на игрушку, находящуюся между его лицом и лицом взрослого и постепенно развить интерес к окружающему миру.

Итак, потребность человека в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных. В ней нуждается ребенок любого возраста, она обеспечивает ему чувство безопасности, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любви, нравственному поведению и в целом выступает как источник жизненного опыта.

Личность, сформировавшуюся в результате депривации (от англ. deprivation - лишение) родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты. Лишенный родительской любви человек будет страдать сам, а вместе с ним и окружающие. Именно по этой причине поведение родителей должно быть направлено на создание у ребенка уверенности в том, что его любят.

Родительскую любовь можно представить как творчество, она индивидуальна. А.С. Спиваковская определяет эту любовь как источник и гарантию эмоционального благополучия, поддержки телесного и душевного здоровья. По мнению В.А. Сухомлинского, родительская любовь есть могущественная сила воспитания; это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные потребности человека, передающаяся от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, - передается она примером.  

Родительская любовь, как всякий динамический процесс, обладает способностью к развитию, которое, согласно Е.И. Исаеву и В.И. Слободчикову, включает три самостоятельных процесса: становление, формирование и преобразование.

Становление - это созревание и рост родительской любви, переход от одного состояния к другому. Это единство уже осуществленного и потенциально возможного.

Формирование - это оформление, обретение формы и совершенствование родительской любви; процесс ее изменения в ходе взаимодействия родителя с реальной действительостью (с ребенком); появление физических и социально-психологических новообразований и стереотипов в структуре родительской любви.

Преобразование - это саморазвитие, смена основного направления родительской любви. Преображению ее свойственно кардинальное преодоление сложившегося режима родительской любви в соответствии с иерархией ценностей и смысла бытия родителя.

Любящий человек живет в любящем мире, в мире, где каждый готов помочь. Враждующий человек живет во враждебном мире, в котором надо "выживать" и постоянно доказывать свою правоту. Результаты, которых мы достигаем в окружающей нас жизни, являются отражением  нашего внутреннего мира. Наше мировосприятие мы передаем нашим детям, чаще всего даже не осознавая этого, на уровне фраз, реплик, тревог или радостей, взаимоотношений с близкими людьми и телефонных разговоров с друзьями. Дети внимательно наблюдают за нами и именно у нас обучаются жизненным стратегиям, перенимают наши ценности, нашу способность доверять, любить, достигать жизненных целей или же не верить в возможность их достижения.

Родители, зачастую не отдавая себе в том отчета, закладывают семена доверчивости, смелости, независимости, безопасности и любви. Каждое из этих душевных качеств (или противоположные) начинает формироваться уже в первые месяцы жизни ребенка:

доверчивость или недоверчивость
смелость или страх
независимость или зависимость
безопасность или беззащитность
способность любить или неспособность любить.

Эти качества - основа будущей веры в Бога, поэтому так важно родителям посеять добрые семена".

Владимир Анатольевич подробно рассказал об особенностях развития ребенка от рождения до начала второго года жизни и ответил на многочисленные вопросы слушателей.

Владимир Анатольевич Цыганков
Ведущий семинара психолог Владимир Анатольевич Цыганков

Информация Отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии

Темы