Наш компас – врожденное нравственное чувство, отметил Патриарх Кирилл на встрече со студентами Санкт-Петербурга

Встреча прошла в Ледовом дворце, где собралось более 8 тыс человек. На трибунах висели плакаты: "Церковь – духовный университет", "В будущее – с верой!", "Будущее – в наших руках".



Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил 29 мая перед студентами вузов, курсантами военных училищ и учащимися духовных учебных заведений Санкт-Петербурга. Встреча прошла на крупнейшей сценической площадке города - в Ледовом дворце, где собралось более 8 тыс человек.

На трибунах висели плакаты: "Студенты Санкт-Петербурга приветствуют Патриарха Кирилла", "Церковь - духовный университет", "В будущее - с верой!", "Будущее - в наших руках".

Выступление перед молодежью Патриарх Кирилл посвятил теме человеческого счастья. В понимании Его Святейшества счастье - это жизнь по нравственным правилам. "Надо сопрягать духовное с материальным и временное с вечным", - считает он.

"Что же является компасом, который дает нам направление к счастью? Человечество имеет такой компас, это - врожденное нравственное чувство. Богу было угодно дать его нам. Многие ученые говорят, что абсолютной нравственности нет, что нравственность зависит от среды. На это можно возразить, что где бы человек ни жил, как бы ни воспитывался, грех всегда отзывается в его душе болью", - сказал Предстоятель.

"Фундаментальные нравственные ценности у всего человечества едины. Как сохранить их в чистоте? Важно воспитывать свой ум, иметь подлинное образование. Я не только диплом имею в виду - я говорю про формирование человеческого образа. А этот образ создан по образу и подобию Божию. Когда человек сам "форматирует" свое сознание, он становится непобедимым", - сказал далее Патриарх.

В завершение встречи он ответил на вопросы молодых людей из зала.

- Ледовый дворец ассоциируется с чем угодно, только не с Церковью. Почему Вы согласились провести встречу именно здесь?

- Я согласился бы на любое помещение, которое могло бы всех вас вместить. Помещение не влияет на желание пастыря встретиться со своим народом.

- Как молодому человеку найти свою дорогу в жизни?

- Мы об этом вроде говорили (смех в зале). Но я рад, что вы задали этот вопрос - значит, сознаете важность выбора правильного пути.

- Сейчас многие молодые люди называют себя православными, но делами это никак не подкрепляется…

- Это не только к молодым относится, но и к взрослым. Бывает, спросишь у человека, какой он веры, он отвечает: " - Я атеист. - А Вы крещеный? - Да. - Тогда лучше говорите, что Вы плохой православный" (смех в зале). Конечно, Православие - важнейший фактор культурной самоидентификации, российский народ воспитывался и воспитывается в этой культуре. Важно, чтобы теория соприкасалась с практикой. Главная задача Церкви - сделать, чтобы формально православные стали активно православными. И, кстати, использовали христианскую мотивацию не только в личной жизни, но и в общественной. Мы часто говорим о будущем страны. Россия может стать великой страной, если научится сопрягать материальное с духовным.

- Вы выбрали для себя монашеский путь. Что Вы скажете молодым людям, которые заканчивают Духовную семинарию и тоже думают о монашеском пути?

- Монашество - трудный путь, но это - оптимальное условие для служения во славу Божию. Когда я в свое время размышлял, какой путь мне выбрать, свою роль сыграли несколько факторов. Один из важнейших - тогдашнее положение Церкви в СССР. Я подумал, что служить в монашеском звании проще, потому что ни с кем не связываешь свою судьбу, не обрекаешь близких людей на неизбежные неприятности и испытания. Сейчас этого нет. Когда выбираешь свой путь, важно не только размышлять на интеллектуальном уровне, но и попытаться услышать голос Божий.

- Насколько важна церковная миссия в армии?

- В большинстве стран мира религиозные организации работают в армии. Сейчас нет института военных священников, и если в армии и ведется работа, то на приходском уровне. Чтобы реально поддерживать военнослужащих, священник должен быть в казарме, разделять с ними тяготы и, если речь идет о горячей точке, опасности. Существуют определенные трудности, но в самих Вооруженных силах понимают, что это необходимо.

- Если человек влюбился, как понять - это чувство от Бога или нет?

- Можно, я расскажу Вам страшную историю? (Смех в зале.) Благочестивые молодые люди, особенно семинаристы, перед вступлением в брак часто испрашивают благословение у архиерея. Я стремился в таких случаях встретиться с молодым человеком и его избранницей хотя бы на минуту. Как-то ко мне пришла молодая пара, и я почувствовал сомнение, хотя их не знал. Я отозвал молодого человека: "- На мотоцикле приехали? - Да. - Молодцы, я в молодые годы тоже начинал с мотоцикла. Ты свою девушку давно знаешь? - Месяца два. - А ты ее любишь? - Очень. - А представь себе: едете вы на этом же мотоцикле, вдруг - авария, и она становится инвалидом. Ты будешь готов сказать так же, как сейчас, что любишь ее и готов всю жизнь быть с ней?" И я увидел замешательство в его глазах…
   Любовь всегда связана с жертвой. Если не готов для этого человека чем-то пожертвовать - значит, не любишь. Господь отдал за нас жизнь. Хорошая мать готова отдать жизнь за своего ребенка, не считая это добродетелью.
   Тема семьи - огромная тема. Если не поленитесь, соберетесь еще раз - мы об этом поговорим.

- Совместима ли вера и современный образ жизни?

- Если Вы имеете в виду грех, то нет (смех в зале). А если речь идет просто о культуре - Христос обращался к разным культурам, Он принес в мир универсальное учение. Конечно, существует православная субкультура, я ею дорожу - видите, пришел сюда не в джинсах, а как положено (смех в зале). Но священники не должны эту субкультуру людям навязывать. А у мирян должно быть чувство уважения к носителям церковной культуры.

- В своем московском выступлении Вы сказали, что Церковь согласна с курсом страны. Но в нашей стране масса проблем: алкоголизации, аборты…

- Да, в нашем обществе много недостатков. Никто не говорит, что мы достигли идеала, и я об этом не говорил.  Я говорил о движении. Трагедией наших реформаторов было то, что они не учитывали ценностей народной жизни - я имею в виду и Петра Первого, и большевиков, и тех, кто проводил реформы 1990-х. Народная жизнь не укладывалась в реформы, и происходил разрыв между народом и властью. Сейчас, впервые в истории нашей страны, модернизация идет с учетом фундаментальных человеческих ценностей - я имею в виду не только Православие, но и другие традиционные для России религии. Нам необходимо избежать ошибок стран, которые достигли материального благосостояния, но пришли к тяжелейшему духовному кризису. Именно нравственное чувство должно подсказать нам, где добро, а где зло.

29.05.09