В Александро-Невской лавре состоялся семинар для молодых родителей «Младенец в кризисе 1 года»

9 июня в Школе трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялся семинар для молодых родителей «Младенец в кризисе 1 года». Вел семинар психолог, доктор философии Владимир Анатольевич Цыганков.

9 июня в Школе трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялся семинар для молодых родителей "Младенец в кризисе 1 года". Вел семинар психолог, доктор философии Владимир Анатольевич Цыганков.
    
На семинаре В.А. Цыганков, в частности, обратил внимание молодых родителей: "К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Появление первых слов, понятных только близким (так называемая автономная речь) представляет новый прогрессивный способ общения со взрослыми. Основные центральные новообразования к концу первого года жизни - прямохождение и речь.

Центральные новообразования возраста - это новый тип строения личности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на том или ином возрастном этапе и которые в основном определяют сознание человека, его внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

Суть любого кризиса в детском развитии по Л.С. Выготскому состоит в следующем: новообразования возраста, которые складываются к концу возрастного периода, вступают в противоречие со старой социальной ситуацией развития. Выготский связывает кризис одного года с возникновением автономной речи и отчасти - с появлением самостоятельной ходьбы. Кроме этого, выявляются также и особые аффективные состояния. Ребенок начинает сопротивляться тому, к чему его побуждает взрослый, пытаясь осуществить собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку или со стремление делать то, от чего его оторвали. Сущность кризиса одного года заключается в разрыве полной слитности ребенка со взрослым. В социальной ситуации появляется двое - ребенок и взрослый (вместо ситуации "мы" возникает ситуация "я и вы"), происходит становление новой формы ("я-желающий") как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой к трем годам возникнет "я-действующий".

До кризиса 1 года поведение ребенка в основном определялось биологическими ритмами, психическая жизнь управлялась и направлялась взрослым. С расширением возможностей в когнитивной сфере, с открывшимися перспективами вербальных коммуникаций, с освоением способов самостоятельного передвижения у ребенка актуализируются новые потребности. Теперь он может вызывать в памяти образы предметов, которые побуждают ребенка к действию. Возникает желание немедленно получить этот предмет, добраться до него и т.п. Однако помешать осуществлению желаний могут ограничения со стороны взрослых, границы, установленные нормами и правилами, которые недоступны пока пониманию малыша и не стали его достоянием. Все это фрустрирует ребенка, и он реагирует бурно и непосредственно. Гипобулические реакции - яркие эмоциональные взрывы - отмечаются и описываются многими исследователями. Отмечаются такие проявления, как крик, плач, топанье ногами, ребенок может броситься на пол, биться головой об пол, требуя желаемого.

Капризы, угрюмость, плаксивость и другие гипобулические реакции, которые все чаще возникают в поведении ребенка и часто отмечаются взрослыми как симптом трудновоспитуемости, является по своему психологическому содержанию тренировкой ребенка в действии и определении границ собственного "я". Иногда сопровождаемые кризис соматические реакции, такие как повышение температуры, нарушение процессов сна и отдыха, потеря аппетита трактуются как заболевание, однако эти особенности скорее связаны с деформацией биологических ритмов и свидетельствуют о возникновении и течении кризиса.

Многие родители не замечают, что за негативными поведенческими проявлениями скрывается стремление малыша к самостоятельности. Обратите внимание: ребенок уже многое умеет делать сам - подолгу самостоятельно занимается игрушками, обследует окружающую обстановку. Многие в этом возрасте уже умеют ходить, самостоятельно брать в рот и откусывать хлеб, пить из чашки, есть с помощью ложки. Ребенок знает, какую игрушку он хочет достать и чем хочет заниматься со взрослым, умеет настаивать на своем желании и добиваться его исполнения. За короткий промежуток времени резко возрастают возможности ребенка, но взрослые часто игнорируют этот факт и ведут себя с ним по-прежнему, ограничивая его самостоятельность.

Понимающие родители стараются направить активность стремящегося к независимости ребенка в нужное русло. Забота о максимальной безопасности малыша не должна привести к бесконечным ограничениям и слову "нельзя". Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное. Когда это возможно, запреты нужно заменить более гибким поведением - быть готовым предложить ребенку выбор, привлекательную замену опасному предмету, научить малыша правильно обращаться с вещами.

Кризис одного года не принято считать острым. Возможно, это связано с тем, что протекает он в то время, когда ребенок постоянно находится в семье, некоторые симптомы трактуются как соматические расстройства и вызывают большую заботу о ребенке. Кроме того, родители, которые все еще не вышли из состояния "мы", больше обращены к младенцу и стараются удовлетворить его желания, сглаживая переживания ребенка. С другой стороны, автономная речь способствует более адекватному взаимопониманию. Из сказанного следует, что кризис протекает мягче там, где взрослые более включены эмоционально и заинтересованно в общение с ребенком. Проявляя терпение и настойчивость в прояснении потребностей ребенка, демонстрируя принятие и постоянство в своих реакциях, родители, не сглаживая противоречий, способствуют их более адекватному и быстрому преодолению.

А.И. Баркан советует:
- запаситесь терпением, отвлекая ребенка, переключая ребенка на новые, интересные дела;
- будьте изобретательны;
- поощряйте пробу сил и возможностей малыша, но в разумных пределах;
- определите границы самостоятельности малыша, а не воюйте с ним, лишая ребенка уверенности в себе;
- необходимо, чтобы самостоятельность ребенка стимулировала его в познании окружающего мира, а не являлась причиной травм и разочарований;
- запомните, что любопытство ненаказуемо, а любознательность - тем более;
- создайте ребенку безопасное пространство, где не мог бы легко экспериментировать;
- не раздражайтесь, когда ваш малыш, переполненный аффективными реакциями, кричит и плачет, протестуя словом "нет";
- не подражайте малышу, захлебываясь, как и он, негативизмом;
- не атакуйте его бесконечными "нельзя", "не надо", "нет"; запреты уместны лишь тогда, когда действия ребенка угрожают его здоровью или здоровью окружающих его людей;
- запрещая что-то малышу, не забывайте объяснить ему, в связи с чем, почему вы это запретили, отчетливо и ясно, доступными ему словами;
- хвалите ребенка, не скупитесь на ласковые, добрые слова, поощряйте необходимые начинания ребенка".

Владимир Анатольевич подробно рассказал об особенностях развития ребенка от рождения до начала второго года жизни и ответил на многочисленные вопросы слушателей.

Владимир Анатольевич Цыганков
Ведущий семинара психолог, доктор философии Владимир Анатольевич Цыганков

Информация Отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии
Темы