Церковь - тело Христово - тема декабрьского номера журнала "Вода живая"

Первым шагом к изменению жизни является вдумчивый разговор обо всем, что связано с понятием Тела Христова: мистической реальности Церкви, земной общине, которая в идеале должна совпасть с Небесной, Евхаристии как видимом знаке соединения Христа и христиан.
Церковь - тело Христово - тема декабрьского номера журнала "Вода живая"
Церковь - тело Христово - такова тема декабрьского номера журнала "Вода живая". Первым шагом к изменению жизни является вдумчивый разговор обо всем, что связано с понятием Тела Христова: мистической реальности Церкви, земной общине, которая в идеале должна совпасть с Небесной, Евхаристии как видимом знаке соединения Христа и христиан. Об этом рассуждают авторы и гости журнала.

Законы социальной и политической борьбы можно рассматривать как вид конкуренции, соревнования, способствующих развитию общества в целом. Но применимы ли они к Церкви? Есть ли среди православных христиан отдельные группировки разномыслящих и, если есть, имеют ли они право на существование? "Церковь как симфонический оркестр" - так назвал полемические заметки на эти темы диакон Алексий Волчков. Участникам внутрицерковных дискуссий часто не хватает смиренного осознания того, что святость, единство и соборность Церкви - то, что сообщается ей Богом, а не творится ею в ходе внутренней жизни, считает автор.

Разговор о "симфонии" в заметках "Шанс до последнего" продолжает Анастасия Коскелло. Она напоминает слова пророка Исаии о том, что в глазах Господа "вся наша праведность - как запачканная одежда" (Ис. 64,6). Парадокс в том, что, призывая христиан "иметь любовь между собою", Христос не требует от них этой любви и не ставит неучастие во внутриобщинных конфликтах условием спасения, оставляя каждому до конца дней свой спасительный шанс.

Тему номера продолжает материал Ирины Левиной "Потенциальная община". Это рассказ о центре социального обслуживания населения Приморского района, где заботятся и о досуге подопечных, и об их духовном просвещении. С пожилыми и инвалидами нашел общий язык клирик храма святого Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков. Если воспринимать мир (особенно те места, где есть одинокие, уязвленные, страждущие) как Тело Христово, нуждающееся во внимании, заботе, врачевании, то священник приносит весть о Божией любви. Подобные учреждения ломают стереотипы о серых стенах, очередях и неприветливом персонале.

Понятно, когда Церковь приходит к несчастным, больным,обездоленным. Но зачем священнику идти к тем, кто может самостоятельно прийти в храм, если не сегодня, то завтра? Зачем пытаться из нецерковного коллектива сделать общину? На эти вопросы отвечает иерей Глеб Грозовский, занимающийся духовным окормлением петербургского "Зенита". Материал Тимура Щукина о миссионерской деятельности среди спортсменов называется "Футбол объединяет".

В апостольские времена епископом называли старшего наставника общины верующих. Епископы (в переводе с греческого - "надзирающие") управляли церковной жизнью и созидали Церковь как Тело Христово. Если в центре жизни общины находится Евхаристия, люди осознают, чем являются на самом деле и ощущают мистическое единство во Христе, считает архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких), которого пригласила к разговору редакция. Беседа с ним называется "Видимое и невидимое".

"Мир, как мы его знаем" - под таким заголовком публикуются материалы очередной дискуссии в Феодоровском просветительском центре. Как христианам жить в современном мире и не зависеть от его страстей? Что лучше: спасаться в деревне или жить в мегаполисе, неся благую весть? Разговор клириков и мирян прошел под девизом "… а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин. 15,19).

"Тело" - самое важное слово, которое по-разному понимается в Библии и в эллинистической антропологии. Какое значение вкладывал в него апостол Павел? Какую роль оно играет в екклезиологии "апостола языков"? Существует ли различие в понимании этого термина в ранних и поздних посланиях Павла? Об этом - размышления "Одно тело и один дух" архимандрита Ианнуария (Ивлиева).

Обращаясь к актуальным темам нашего времени, журнал задает вопрос, что будет делать среднестатистический православный 4 декабря. Пойдет в храм (воскресный день и двунадесятый праздник), уедет отдыхать за город или примет участие в выборах в Госдуму? Должен ли христианин быть социально и политически активным? "Нет власти не от Бога" - часто цитируем мы, но не прикрываем ли тем самым лень и равнодушие? На эти вопросы в беседе с Татьяной Кириллиной, озаглавленной "Хоть какой-то порядок" отвечает главный редактор радиостанции "Град Петров" протоиерей Александр Степанов.

В рубрике "Декабрь. Имена" публикуется очерк "Геолог и небо", освященный протоиерею Глебу Каледе. При всей значительности его научных заслуг он вошел в историю не только как ученый, но и как пастырь, апологет и неординарный христианский богослов. 2 декабря исполняется 90 лет со дня его рождения.

В другой постоянной рубрике - "Ленинградский мартиролог" - рассказывается о клирике Санкт-Петербургской епархии протоиерее Константине Аггееве, входившем в известный на всю страну "кружок 32-х" петербургских священников. За неприятие новой власти он был расстрелян большевиками 24 декабря/6 января 1921 года, в канун праздника Рождества Христова.

С декабрьского номера редакция начинает новую рубрику, названную по имени общества трезвости "Лазарева суббота", действующем при Феодоровском соборе. Как воскрес Лазарь, так и члены этого общества, можно сказать, "воскресли" для трезвого образа жизни. Выбрать молитву вместо телевизора, радостную трапезу с единомышленниками вместо обильного застолья, тихую радость богообщения по дороге домой вместо петард предлагает иерей Александр Гаврилов, автор материала "Как встретишь, так и проведешь". В конце его перечислены храмы, где в ночь с 31 декабря на 1 января состоятся богослужения.

Железная дорога, пустырь, деревенские домики с огородами и охраняющими их собаками - такой пейзаж можно наблюдать по пути от станции метро "Девяткино" к церкви святой великомученицы Екатерины в Мурине. "Рядом с городом" - так называется очерк Анны Подпоркиной, посвященный храму, отмечающему в декабре престольный праздник. "В нашей жизни есть две плоскости, - говорит его настоятель протоиерей Николай Тетерятников. - По вертикали - это духовная жизнь, отношения человека с Богом, служение. По горизонтали - земная: работа, семья, увлечения. Пересечение этих двух линий и составляет наш крест".

Чтобы увидеть красоту родного края, прочувствовать любовь к нему, иногда необходимо уехать очень далеко. Путешествия открывают нам другие места, новых людей и… самих себя. Историк, писатель и путешественник Михаил Талалай десять лет живет в Италии и занимается исследованием русского присутствия на Апеннинах. О православной жизни в католической стране, о связи русской культуры и колыбели западного христианства, о собственном оригинальном способе путешествия он рассказал Марии и Виталию Суховым. Беседа с ним называется "На стыке двух культур".

Перефразируя фразу "поэт в России - больше, чем поэт", можно сказать, что "хор в России - это не просто хор". По крайней мере, так было во время, когда концерты русских хоров вызывали ажиотаж. Это время ушло, остались лишь имена. Одно из таких имен - Синодальный хор - принадлежит известному коллективу с богатой историей. Его посвящен материал Екатерины Юсуповой "О том, как трудно быть легендой".

На детских страницах юные читатели узнают, что такое воля Божия, как на нее ответить, как найти свое призвание в жизни. Очередное занятие в рубрике "Дошкольное богословие" проводит Анна Гольдина.

В конце журнала читатель, как всегда, найдет полезную информацию рубрики "Культпоход", которая поможет сориентироваться в многообразных культурных событиях города на Неве.

"Вода живая",
30.11.11