Церковный историк принял участие в конференции "Жизнь в терроре: социальные аспекты репрессий"
Пример пострадавших за веру в сталинские времена применим в сегодняшней действительности, считает церковный исторрик, протоиерей Георгий Митрофанов. Он принял участие в завершившейся в Санкт-Петербурге международной конференции "Жизнь в терроре: социальные аспекты репрессий".
Встреча объединила исследователей сталинизма из России, Молдавии, Литвы, США, Израиля, Германии, Италии. Историки, политологи, чиновники, аналитики обсуждали не только вопросы, связанные с историей террора, но и уделили внимание его последствиям и исторической памяти.
Много говорилось о том, в чем причина увеличившегося в российском обществе пиетета по отношению к фигуре Сталина. Опросы показывают рост симпатий к тирану.
"Современный сталинизм - это не любовь к Сталину, а протест против настоящего состояния общества. Это протестное голосование", - так объяснил ситуацию директор Государственного архива России Сергей Мироненко.
Протоиерей Георгий Митрофанов напомнил, что феномен приятия Сталина наблюдался еще во времена его правления. В психологии известен Стокгольмский синдром, когда жертва оправдывает агрессора и даже испытывает к нему симпатию. Так срабатывает защитная система психики. Примером может стать святитель Лука Войно-Ясенецкий, переживший ужасы ссылок и лагерей. Даже святой в какой-то период верил, что Сталин преобразился, а вслед за ним и политический режим.
Другую опасность отец Георгий видит в позиции, впервые озвученной в 1927 году митрополитом Сергием (Старогородским), но до сих пор не преодоленную общественной мыслью. Это заблуждение строится на мнении, что, будучи православными, мы должны оставаться гражданами нашей Родины и разделять ее радости и успехи, какой бы она не была.
"Этой позиции противостояли те новомученики, которые подобно митрополиту Кириллу (Смирнову), подчеркивали, что только в обращенности Церкви на саму себя, только при развитии внутри Церкви свободы, возможно противостояние тоталитарному режиму, и это единственный путь не потерять себя", - сказал священник.
По мнению церковного историка, пример тех, кто пострадал за веру в сталинские времена, применим и в сегодняшней действительности.
"В лице мучеников мы получили возможную антитезу церковно-государственных отношений, которая, если будет реализована, может сделать нашу Церковь тем островком, где люди смогут ощущать свободу, в нашем, увы, так часто несвободном государстве", - отметил отец Георгий.
"Вода живая",
22.10.12
Раздел:
ИА "Вода живая"