Молебен перед Парголовской иконой Успения Божией Матери впервые совершен в Русском музее

По договоренности с дирекцией ГРМ сюда пришли клирики прихожане Спасо-Парголовского храма. 
Более ста верующих  впервые собрались 30 августа на молебен перед Парголовским образом Успения Божией Матери XVI века в домовой церкви архангела Михаила Государственного Русского музея (ГРМ). Вместе с прихожанами Спасо-Парголовского храма сюда пришли его настоятель протоиерей Роман Ковальский и клирики - протоиереи Александр Зелененко и Анатолий Трохин

Путь к этой встрече с иконой был долгим: поисковая работа в архивах, переговоры, письма, разрешения, благословения... Молебен, который возглавил настоятель музейного храма протоиерей Олег Скобля, был приурочен к празднованию Успения Пресвятой Богородицы. Из Спасо-Парголовского храма икона "поступила" в ГРМ на "постоянное хранение" в 1965 году. Как свидетельствует акт, "памятник был вывезен экспедицией Русского музея из Спасской церкви "безвозмездно".

На первый молебен можно было попасть только по приглашениям, напечатанным на 120 человек. Счастливчики, которым они достались, заполнили храм, напоминающий круглую фарфоровую шкатулку. В центре на аналое была помещена реликвия, о которой написано множество научных статей.

"Мы впервые видим здесь столько народу. Спасибо, что вы добились, не отступили, что пришли сюда", - с такими словами обратился к молящимся настоятель храма. 

"Царю Небесный" грянули так, что, казалось, задрожали своды. Сквозь застекленный купол смотрело небо. Оно отражалось на футляре, защищающем икону, на гладких колоннах, даже на лицах молящихся. У многих на  глазах блестели слезы: невозможно вместить невместимое, но когда оно стучится в сердце, от радости плачут глаза. "Едиными усты" пропели акафист. Дети стояли, как солдатики, только иногда чей-то звонкий голосок звучал, опережая хор. И вот под пение "Царица моя преблагая" с земными поклонами люди начали подходить к иконе. 

"Возобновляя некогда прерванные молитвословия перед этим образом, мы восстанавливаем цепочку связи с былой царской православной Русью, ощущаем духовную связь не только с парголовскими жителями, но и с сердцем древней Руси, с Владимиро-Суздальскими землями, откуда был перенесен образ", - отметил прихожанин Спасо-Парголовского храма, историк Олег Куликов.

Cпорный вопрос о том, кто имеет больше прав на уникальные памятники православного искусства - музеи или храмы - как выясняется, вполне решаем: верующим надо дать возможность беспрепятственно молиться перед ними. В церковь Михайловского (Инженерного) замка можно попасть с улицы. Перенеся почитаемые иконы туда, можно сделать их одинаково доступными и для любопытного взгляда приезжего туриста, и для молитвы воцерковленных людей. 

Икона Успения - уникальное произведение древнерусского пластического искусства, не имеющее мировых аналогов как по размерам (57х40 см), так и по материалу исполнения (ископаемой цельной мамонтовой кости). Уникальна и скрупулезность повтора канона так называемого облачного Успения при перенесении из живописной техники в пластику (специалисты отмечают принадлежность авторов образа к кругу великого иконописца Дионисия). Реликвию принесли в Парголово крепостные крестьяне графа Петра Шувалова в середине XVIII века, насильственно перемещенные из имений вблизи Суздаля. Эти первые прихожане позже были похоронены на прихрамовом Шуваловском кладбище.  
Кроме того, икона является мощевиком - в ней находятся частицы мощей апостола Андрея Первозванного и святителя Василия Великого.

Результатом переговоров представителей прихода с дирекцией ГРМ стало помещение иконы в постоянную экспозицию (с 1983 года она находилась в запасниках музея). Верующие надеются, что отныне молебен перед святыней станет ежегодным и что ее хотя бы на один день в году можно будет доставлять в Спасо-Парголовский храм. 

"Вода живая",
30.08.13