Открытие выставки "Рембрандт. Жертвоприношение Авраама. К завершению реставрации" состоялось 9 декабря в Аполлоновом зале Зимнего дворца. Впервые после четырехлетней реставрации Эрмитаж представил полотно публике.
Куратор выставки, главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Ирина Соколова отметила, что картина всегда занимала особое место в Эрмитаже, как и вся коллекция Рембрандта. Подписная, датированная самим художником картина на библейский сюжет (Быт. 22:1-19) относится к интересному этапу его жизни: она датирована 1635 годом, а в 1631-м Рембрандт переехал из небольшого университетского города Лейдена в Амстердам - "торговый Вавилон" Голландии, где большую роль играет богатое купечество, живут представители разных религий, куда стекаются товары со всего мира. 29-летний художник из провинции, которого никто не знает, в течение нескольких лет добивается славы, становится самым известным живописцем Амстердама. Он работает сначала в мастерской известного торговца произведениями искусства Хендрика ван Эйленбурга, пишет первые портреты, подписывая их монограммой RHL (Рембрандт Харменс из Лейдена). Чуть позже он начинает подписывать свои произведения только именем Рембрандт, подражая великим мастерам итальянского Возрождения, - так подписана и картина "Жертвоприношение Авраама".
В 1634 году Рембрандт женится на Саскии ван Эйленбюрх и получает более высокий статус, потому что она происходила из знатной семьи. В 1635 году он создает сразу несколько больших исторических картин. Историческая живопись в те времена очень ценилась, потому что художник должен был уметь писать все: пейзаж, натюрморт, обнаженную натуру, владеть искусством композиции. Чаще всего художники изображали сцены из древней истории или сюжеты из Библии.
В картине "Жертвоприношение Авраама" Рембрандт обратился к хорошо известному сюжету из Ветхого Завета: Авраам, чтобы доказать крепость своей веры, должен принести в жертву любимого сына Исаака.
"Рембрандт умел достигать особой выразительности с помощью очень точно найденных поз, жестов и мимики своих героев. Все это проявляется здесь. Три фигуры - Ангела, Авраама и Исаака, лица которого не видно, связаны между собой жестами. Ангел хватает руку Авраама, другой рукой Авраам закрывает лицо Исаака, они составляют единое целое. Очень выразительно передано психологическое состояние героев. Взгляд Авраама одновременно полон страха и обращен на небеса, лицо залито слезами, одна слеза скатывается и запутывается в бороде, рот - горестный, почти чувствуется его тяжелое прерывистое дыхание. Прекрасное обнаженное тело Исаака здесь не только освещено, но даже само излучает свет. Такого живописного языка до Рембрандта европейская живопись не знала. Это открывает совершенно новую страницу в мировом искусстве", - отметила Ирина Соколова.
Исаак лежит на дровах, которые сам принес на гору, не зная, что произойдет. Он спрашивал отца, где же жертва, для которой приготовлены дрова, и отец ответил: "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой" (Быт. 22:8). Куратор подчеркнула, что для зрителей XVII века была абсолютно понятна эта параллель: Исаак несет дрова, как Христос впоследствии понесет на Голгофу Крест.
Реставрацию осуществил заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Эрмитажа, художник-реставратор высшей категории Виктор Коробов. Были проведены технико-технологические исследования, подтвердившие сохранность авторского грунта. Картину многократно реставрировали и до этого времени: в XVIII веке, когда она еще находилась в Англии, в коллекции сэра Роберта Уолпола, и в 1850 году в Императорском Эрмитаже, когда известному реставратору Федору Табунцову было доверено переложить картину со старого холста на новый. С годами на поверхности картины проступили изменившиеся в тоне старые ретуши, рельефный шов на месте соединения холстов и разнохарактерный жесткий кракелюр с приподнятыми краями, грозящими осыпанием. Изменился цвет, поскольку пигменты стареют, из-за потемнения стали плохо видны отдельные части композиции. Была произведена поэтапная и последовательная работа по раскрытию авторской живописи от толстого пожелтевшего лака и поздних записей, а также по ее укреплению и консервации.
Виктор Коробов рассказал, что необходимо было раскрыть картину от позднейших напластований, которые по структуре были гораздо прочнее, чем сама живопись. Нужно было подобрать методику и реставрационные материалы, чтобы не повредить саму авторскую живопись. В его опыте это была самая сложная работа.
Теперь картина "Жертвоприношение Авраама" вновь предстает в оригинальном колорите, прояснившиеся детали композиции позволят глубже понять замысел художника.
В экспозиции также представлены снимки картины в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, под стереомикроскопом, и электронные микрофотографии, сделанные на различных этапах исследовательской и реставрационной работы.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что это блестящий образец работы реставраторов и прекрасный пример взаимодействия хранителей и исследователей, реставраторов и специалистов научно-технической сферы.
"Это действительно очень большое событие, и оно имеет продолжение - в следующем году мы откроем выставку "Новая Голландия", где будет представлена коллекции голландской живописи, которую изучили, атрибутировали и отреставрировали. "Жертвоприношение Авраама" - не только великая картина, великая реставрация, это и великая история, которая лежит в основе всей европейской цивилизации, европейской литературы. В Эрмитаже эта картина ведет повествование: она висит напротив "Возвращения блудного сына" Рембрандта, где тоже история отца и сына, но в евангельском ключе. А дальше находится "Снятие с Креста", где речь идет уже об отношениях Бога-Отца и Сына Иисуса Христа. Каждый зал Эрмитажа - композиция самых разных смыслов. Мы очень рады, что помогаем людям эти смыслы считывать", - сказал Михаил Пиотровский.
Выставку можно посетить до 18 января по входному билету в главный музейный комплекс.
После закрытия выставки картина вернется в постоянную экспозицию зала Рембрандта в Новом Эрмитаже (№ 254).
ИА "Вода живая",
09.12.25
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
